Информация
о системе образования Чувашской Республики (2000-2011 гг.)
(Итоги за 2011-2012 уч.г. будут подведены в августе 2012 г.)

Презентация

Государственная политика Чувашской Республики в области образования направлена на создание равных возможностей всем детям, независимо от места проживания и доходов родителей, для получения качественного образования, соответствующего современным потребностям личности, общества, государства.
За период с 2000 по 2011 гг. объем бюджетного финансирования на образование в Чувашской Республике возрос более чем в 10 раз. Значительно увеличилась доля расходов на образование в бюджете Чувашской Республики (с 23,8% в 2000 г. до 25,7% в 2011 г.).
Существенному улучшению материально-технической базы школ способствовало участие республики в приоритетном национальном проекте «Образование», комплексном проекте модернизации образования и в других федеральных программах. В целом на модернизацию системы общего образования (строительство и ремонт учреждений, обновление учебно-спортивной базы, мебели, столового оборудования, приобретение школьных автобусов) направлено 3,3 млрд. рублей.
 

 

Создание равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста. Охват дошкольным образованием по республике с 56,2% в 2000 г., увеличился до 68,0% в 2011 г. (по селу соответственно с 28,3% до 48,5%, по городу - с 77,9% до 82,2%).
Широкое распространение получило создание дошкольных групп в школах, гибкие формы пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях («предшкола», «неполная неделя», «неполный день» и др.). Созданы 4 частных дошкольных учреждения, 10 семейных и 2 домашних детских сада как структурные подразделения муниципальных детсадов, более 30 частных центров игровой поддержки. Для детей, не посещающих детские сады, открываются группы кратковременного пребывания (239 групп).
C 1 апреля 2011 г. в республике стартовал пилотный проект по предоставлению пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения. Проект рассчитан на 3 года и реализуется в городах Чебоксары и Канаш, Чебоксарском районе, в которых зарегистрирована наибольшая очередность в детские сады. В настоящее время пособия получают 3937 семьей. На выплату указанных пособий в 2011 г. направлено 146,4 млн. руб., в т.ч. за счет средств республиканского бюджета 17,8 млн. рублей. На 2012 и 2013 в республиканском бюджете Чувашской Республики на эти цели предусмотрено 35,5 млн. рублей.
Для удовлетворения потребности населения в дошкольных образовательных услугах руководством республики принят ряд нормативных документов, предусматривающих увеличение финансирования на строительство новых и реконструкцию перепрофилированных зданий дошкольных образовательных учреждений.
В 2011-2014 годах будет построено 24 новых здания и 4 пристроя к детсадам, реконструировано 20 перепрофилированных зданий дошкольных учреждений.

 

Доступность качественного школьного образования обеспечивается путем создания базовых школ – ресурсных центров с современной учебно-материальной, лабораторно-технологической и спортивной базой. С 2000 создано 138 таких школ.
Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. С учетом дистанционного обучения охват старшеклассников профильным обучением составляет более 90%.

В современные образовательные центры в сельской местности ежедневно подвозятся более 14 тыс. детей из 1038 деревень на 352 автобусах.

Реализация республиканской программы «Школьный автобус», стартовавшая в 2002 г., способствует также широкому развитию творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей. В 2010 году по сравнению с 2000 годом в 3 раза возросло количество участников олимпиад, соревнований, конкурсов, расширились возможности получения школьниками дополнительного образования.


В республике сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, курирование их ведущими учеными и педагогами республики, в том числе в дистанционной форме, профильные смены в лагерях, государственная поддержка юных дарований – все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции. В 2010 году каждый второй школьник участвовал в различных интеллектуальных, творческих состязаниях. Самым популярным мероприятием являются многоуровневые предметные олимпиады, в 2011 году более 70% школьников республики приняли в них участие. Результатом целенаправленной системной работы стало - 9 место республики в Российской Федерации по количеству победителей и призеров на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Таким образом, Чувашия вошла в «золотую десятку» регионов России.

За последние 5 лет 139 школьников стали победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад.
Для координации деятельности образовательных учреждений по сопровождению талантливых детей с 2010 года действует Республиканский центр по работе с талантливыми детьми. В составе центра функционирует многопредметная очно-заочная дистанционная школа для одаренных старшеклассников, которую ведут лучшие преподаватели учреждений высшего профессионального образования Чувашии.
В республике действует многоуровневая система материальной поддержки талантливых детей и молодежи: учреждено 1000 специальных стипендий для представителей молодежи и детей за особую творческую устремленность и др.
 


Создана система независимой оценки качества образования. С 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года – единый муниципальный экзамен для выпускников 9-х классов. Чувашия активно участвует в международных исследованиях качества образования (PIRLS–2006, TIMSS–2007, TIMSS-2008). Так, учащиеся 4-х классов Чувашии, участвуя в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS–2006 в составе российской команды, возглавившей лидирующую группу стран, показали самые высокие результаты. По качеству математического и естественнонаучного образования TIMSS-2008 11-классники по физике набрали 51 балл (в России – 46), по математике – 64 балла (в России – 57)).
Одним из показателей повышения качества образования являются показатели результатов ЕГЭ, которые у выпускников Чувашии в 2011 году выше, чем России в целом: средний балл по математике в республике составляет 55,19 (Россия – 47,5), по русскому языку – 64,82 (Россия – 60,13).Выпускники школ успешно продолжают свое образование в учреждениях профессионального образования. Так, в 2011 году 71,4 % поступили в вузы (2009 г. - 64,5 %, 2010 г. – 70,2 %), из них многие - в ведущих вузы гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и др. (в 2009 г. – 21,5 %, в 2010 г. - 24,1 %).
 


Информационные технологии превратились в средство обеспечения качественного образования. На сегодня в Чувашской Республике на 8,4 учащихся приходится 1 компьютер, в 138 ресурсных центрах – 1 компьютер на 5–8 школьников (2001 г. 1 ПК – 73 чел.).
Все школы имеют сайты в сети Интернет. Действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, организованных республиканской Ассоциацией учителей Чувашии.
Активно начали внедряться единые электронные карточки, электронные расписания, журналы, дневники. Домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, около 87% учащихся и 65%учителей имеют дома компьютеры.
 


Информационные образовательные ресурсы активно используются для оказания доступных качественных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. На базе школ реализуются проекты инклюзивного и интеграционного, дистанционного образования.
В настоящий момент в республике дистанционно обучается 162 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающих 84 общеобразовательных учреждения республики. Работа указанной сети координируется Республиканским центром дистанционного образования.
Значительная работа проделана по развитию этнокультурного (национального) образования для формирования благоприятной культурной инфраструктуры межнационального общения, условий для сосуществования различных культур, расширения диалога между ними. Все учащиеся имеют возможность изучать родной язык и культуру народов, проживающих в Чувашской Республике.

Школы обеспечиваются современной учебной литературой, в том числе электронными учебными пособиями. Образовательные учреждения обеспечены квалифицированными кадрами.
 


В республике ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников. Чувашия в числе первых среди регионов России ввела в учебную программу школ 3-ий час физкультуры, для обеспечения 6 - 8 часовой двигательной активности в неделю также проводятся утренняя гимнастика, физкульминутки, подвижные игры. Регулярно обновляется спортивная база. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» на эти цели направлено более 60 млн. рублей.Существенным фактором укрепления здоровья школьников является организация питания. Столовые имеют 100% учреждений. В этом учебном году одноразовым горячим питанием охвачено 93,1% школьников республики (2010-2011 уч. г. – 91,6%).
В 2010 году Чувашская Республика стала победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания. На реализацию проекта в 2010 году направлено 15,0 млн. рублей (в т.ч. 7,5 млн. рублей из федерального бюджета, 6,5 млн.рублей – из республиканского бюджета Чувашской Республики и 1,0 млн. рублей из муниципального бюджета г. Чебоксары).
Качество медицинского обслуживания является одним из факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников. Проведена активная работа по лицензированию медицинских кабинетов. На указанные работы в 2010 - 2011 годах из республиканского и муниципальных бюджетов выделены средства в размере 11,4 млн. рублей.
В республике проведена значительная работа по формированию современного корпуса педагогов и управленцев. 95 процентов учителей имеют высшее образование, 76% – различные квалификационные категории, из них 18% – высшую, 46% – первую. Доля учителей, имеющих стаж работы до 5 лет, – 7%. Учителей пенсионного возраста – 13%.
Педагоги республики вовлечены в постоянную инновационную образовательную деятельность, которая стала более насыщенной с началом реализации приоритетного национального проекта «Образование». Ставка на лидеров (на лучших учителей, школ), различные гранты, конкурсы, президентские стипендии позволили выявить новые эффективные образовательные практики и тиражировать их. В конкурсных процедурах приоритетного национального проекта «Образование» участвовало около 62,0% школ, около 40 % учителей.
С 2006 года государственную поддержку из федерального бюджета получили 99 школ и 468 учителей, 145 образовательных учреждений и 380 педагогов были удостоены грантов и премий Президента Чувашской Республики.
В Чувашии создан и успешно функционирует новый организационно-экономический механизм путем введения с 2001 года нормативного подушевого финансирования, перевода образовательных учреждений на финансовую самостоятельность.
Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогических работников в системе общего образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 1 сентября 2007 года. Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого педагога. В рамках комплексного проекта модернизации образования, в реализацию которого Чувашская Республика вступила в 2007 году, во всех общеобразовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется совместно с управляющим советом в зависимости от качества работы.
В целях повышения престижа педагогического труда, выявления талантливых педагогических работников, их поддержки и поощрения, распространения инновационного опыта Президентом Чувашии Михаилом Игнатьевым подписан Указ об учреждении ежегодных денежных поощрений Главы Чувашской Республики педагогических работников, победителей ежегодных республиканских конкурсов «Учитель года Чувашии» - 150 тыс. рублей, «Воспитатель года Чувашии» - 100 тыс. рублей, «Самый классный классный» - 50 тыс. рублей.


В Чувашии разработан комплекс мер по модернизации республиканской системы общего образования. Он направлен на повышение заработной платы учителей и привлечение молодых специалистов в школы, обеспечение качественных условий обучения детей и дальнейшее развитие материально-технической базы учебных заведений, а также переподготовку и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Так, в 2011 году на реализацию мероприятий по модернизации общего образования направлено 408128,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 260358,0 тыс. рублей, из консолидированного бюджета Чувашской Республики - 147770,0 тыс. рублей (из них 134067,0 тыс. рублей - на повышение заработной платы учителей).
Главной задачей Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2011 году являлось постепенное доведение средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике в регионе.
В течение 2011 года заработная плата учителей общеобразовательных учреждений повышалась в 3 этапа: с 1 июня на 6,5 % (оклады) с 1 сентября на 16,5 % (стимулирующая часть), с 1 октября на 6,5 % (оклады). В целом по году повышение составило более 30%.
В сентябре т.г. средняя зарплата учителей сравнялась со средней заработной платой по экономике республики за 1 квартал 2011 г., а в октябре 2011 г. – превысила ее и составила 14098,0 тыс. рублей.
 


В настоящее время происходит осознание взаимной необходимости учреждений профобразования и бизнеса: профессиональные училища и техникумы нуждаются в организациях как в своих заказчиках, способных сообщать количественные и качественные требования к выпускникам. Одним из показателей роста эффективности взаимодействия стало увеличение количества предприятий, с которыми заключены соглашения (договора) о взаимодействии. Стало общепринятой практикой участие работодателей при проведении государственной итоговой аттестации выпускников и экспертизе содержания профессиональных образовательных программ.
В интересах работодателей в получении квалифицированных специалистов и рабочих в 2010-2011 годах учреждениями профессионального образования внедрены в учебный процесс 156 новых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по различным профессиям и специальностям (направлениям подготовки).
С 2003 по 2006 годы в Чувашии в рамках реализации проекта «Реформа системы образования» на базе учреждений профессионального образования были созданы 11 ресурсных центров, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием. Логическим продолжением формирования новой образовательной среды стал приоритетный национальный проект «Образование», в ходе реализации которой были созданы 2 центра развития квалификаций в сфере высокотехнологичных производств. В соответствии с договором между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО «АК «Транснефть» на базе профессионального училища № 22 г. Канаш создан ресурсный центр межрегионального значения. Численность персонала компании, прошедшей переподготовку или изучившей целевые курсы на базе учреждения в 2011 году превысила 1700 человек. Также на базе профессионального училища №18 г. Чебоксары с 2009 года функционирует региональный центр подготовки и переподготовки рабочих по производственной технологии немецкой фирмы «КНАУФ».
Чебоксарский электромеханический колледж в 2011 году выиграл конкурс на выполнение работ по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра». Цена Государственного контракта на выполнение проекта составила 125 миллионов рублей. Проект реализуется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и направлен на поддержку развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) и приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.