ПОЛОЖЕНИЕ
о XXIII республиканском слете школьных лесничеств
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Республиканский слет школьных лесничеств (далее слет) проводится в целях:
-
развития и поддержки деятельности школьных лесничеств, научных обществ учащихся и других форм дополнительного образования детей;
-
овладения учащимися навыками самостоятельной учебной и исследовательской работы.
2. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Слет проводится с 24 по 26 сентября 2009 года. Место проведения – Заволжье, река Варламовка.
3. ОРГАНИЗАТОРЫ СЛЕТА
Организаторами слета являются Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Непосредственное проведение слета возлагается на РГОУ «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер».
4. УЧАСТНИКИ СЛЕТА
В слете принимают участие сборные команды - победители районных (городских) слетов школьных лесничеств или делегаты одного школьного лесничества в количестве 6 человек (5 учащихся и один руководитель).
5. ПРОГРАММА СЛЕТА
Программа слета состоит из зачетных и внеконкурсных соревнований.
Зачетные соревнования:
1. Основные виды:
§ конкурс лесоводов - 2 участника от команды;
§ конкурс ботаников – 1 участник;
§ конкурс зоологов – 1 участник;
§ конкурс гидробиологов - 1 участник.
2. Конкурсная программа:
· конкурс «Представление команд»;
· конкурс стенгазет (стенгазета выпускается на судейском листе в установленное время, использование домашних заготовок не допускается);
· полевая конференция «Подрост» (защита практической научно-исследовательской работы, подготовленной участниками слета по одной из номинаций: «Лесоведение и лесоводство», «Экология лесных растений», «Экология лесных животных», «Практическая природоохранная деятельность»).
Внеконкурсные соревнования:
§ спортивные состязания;
§ конкурс отчетов работы школьных лесничеств.
Требования к конкурсным заданиям (приложение 1). Организаторы имеют право внести изменения в условия конкурсов.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ
Общекомандное первенство определяется по наибольшей сумме баллов, набранных за зачетные виды конкурсов.
Победители и призеры конкурсов награждаются дипломами и ценными призами.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Расходы, связанные с оплатой проезда команд и провоза багажа до места проведения слета и обратно, питание участников в пути следования и на слете производятся за счет командирующих организаций. Расходы по организации и проведению слета производятся за счет средств Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
8. УСЛОВИЯ ПРИЕМА КОМАНД
Команды, прибывшие на слет школьных лесничеств, должны иметь с собой:
· командный вымпел с указанием района, единую парадную форму для построения;
· заявку, заверенную медицинским учреждением и командирующей организацией;
· оборудование и снаряжение для организации ночлега;
· аптечку, компас;
· отчет о работе лесничества за 2008-2009 учебный год;
· информацию о проведении районного слета школьных лесничеств текущего года;
· для участия в конкурсной программе – канцелярские принадлежности.
Команда должна быть обеспечена всем необходимым для приготовления горячего питания в полевых условиях и набором продуктов для обеспечения трехдневного питания команды.
9. ПОРЯДОК И СРОКИ ПОДАЧИ ЗАЯВОК
Руководители команд до 20 июня 2009 г. в адрес оргкомитета слета школьных лесничеств подают заявку, заверенную печатью и подписью директора школы, включающую:
1. Ф.И.О. руководителя команды (полностью);
2. Ф.И.О. участника (полностью), год рождения, класс, конкурс в котором он участвует;
3. Медицинскую справку о допуске участника к слету (представляется в день заезда).
Предварительные заявки направлять по адресу: 428018, г. Чебоксары, ул. Афанасьева, 13, Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер», тел. 58-55-44 эколого-биологический отдел (Александрова Светлана Геннадьевна, Емельянова Ирина Николаевна).
Приложение 1 к положению
Требования к конкурсным заданиям
XXIII Республиканского слета школьных лесничеств
Конкурс лесоводов
1. Теоретический тур: владеть теоретическими знаниями по лесоводству и лесовосстановлению. - 10 баллов
2. Практический тур:
- Владеть навыками ориентирования по азимуту
– Описать лесное сообщество по ярусам и видам растений их составляющих. Назвать тип леса и формулу древостоя. – 10 баллов
– Определить древесные породы и кустарники по семенам. Знать сроки и способы посева семян. – 8 баллов
– Рассказать о биологических особенностях и хозяйственном значении отдельных видов деревьев (по выбору судейской коллегии). Определить визуально насекомых вредителей древесных пород. - 10 баллов
– Отобрать деревья, назначаемые в рубку ухода за лесом в соответствии с возрастом и породным составом. - 10 баллов
– Рассказать противопожарные правила в лесах и меры предупреждения возникновения лесных пожаров. - 7 баллов
– За минимальное количество времени в соответствии с технологией и техникой безопасности необходимо. -10 баллов
– измерить высоту и диаметр дерева;
– посадить саженец;
– разжечь костер;
– потушить костер подручными средствами;
– определить азимут, расстояние до недоступного предмета;
– оказать первую медицинскую помощь.
Максимальная оценка практического тура: 55 баллов.
Конкурс ботаников
1. Теоретический тур: владеть теоретическими знаниями в области биологии растений - 10 баллов.
2. Практический тур:
– Выполнить геоботаническое описание растительного сообщества на пробной площадке. – 25 баллов.
– Определить одно растение по определителю. - 5 баллов.
– Дать характеристику лекарственных растений (по выбору судейской коллегии): применение, сроки, правила сбора и хранения. - 7 баллов.
– Определить растение по листьям и побегам. - 3 балла.
– За определенное время на участке 1м. х 1м. перечислить как можно больше видов растений. – 8 баллов.
– Определить форму листьев и типы соцветий, привести примеры.– 7 баллов.
Максимальная оценка практического тура: 55 баллов.
Конкурс зоологов
1. Теоретический тур: владеть теоретическими знаниями в области биологии животных - 10 баллов.
2. Практический тур:
– Определить млекопитающее животное по определителю. Составить последовательность номеров прочитанных тез. Визуально определить представленных насекомых. Дать характеристику с точки зрения их роли в жизни леса. - 10 баллов.
– Определить по определителю птицу до вида. Составить последовательность номеров прочитанных тез. Выбрать из представленных тушек известную птицу и описать ее. Назвать вид пера и его принадлежность. - 8 баллов.
– Определить животных по: следам жизнедеятельности, норам, погрызам, помету, отпечаткам следов. - 7 баллов.
– Описать биотехнические мероприятия: установка искусственного гнезда, создание кормовых посевов, закладка подкормки. -6 баллов.
– Определить млекопитающее животное по черепу с помощью определителя. - 5 баллов.
– Определение птиц по голосам. - 4 балла.
Максимальная оценка практического тура: 40 баллов.
Конкурс гидробиологов
Теоретический тур: владеть теоретическими знаниями в области гидробиологии. - 10 баллов.
Практический тур:
– Определить виды рыб, указать их промысловое значение, способы питания, особенности мест обитания и биологии. Какие способы спасения молоди рыб вы знаете? – 10 баллов.
– Определить виды водных растений и виды беспозвоночных животных и указать их значение в природе. Назвать растения и животных- индикаторов чистоты водоемов. – 5 балла.
– Перечислить виды рыбоводно–мелиоративных работ. Назвать виды деревьев и кустарников, используемых для укрепления берегов водоемов. Указать их биологические особенности и экологическое значение. – 10 балла.
– Назвать основные виды запрещенных орудий и способов лова рыбы. Какой вред они наносят рыбным запасам. Какие виды рыб являются нежелательными для ихтиофауны наших водоемов. – 5 балла.
– Что такое паспорт водоема. Какие основные параметры учитываются при паспортизации водоема. Какие меры надо принимать в случае гибели рыб в водоемах? - 10 балла.
Максимальная оценка практического тура: 40 баллов.
Конкурс « Представление команд»
-
Время выступления 5-7 минут;
-
Критерии оценки:
- тематическая направленность (информационная насыщенность) – 10 баллов.
- актерское мастерство – 5 баллов.
- многожанровость – 5 баллов.
- наличие формы, костюмов – 5 баллов.
Максимальная оценка: 25 баллов.
Конкурс стенгазет
-
Стенгазеты выпускаются на судейском листе в установленное время;
-
Использование домашних заготовок не допускается;
-
Критерии оценки:
- Тематическая направленность (представление команды, жизнь команды на слете). - 5 баллов.
- Художественное оформление - 5 баллов.
Максимальная оценка: 10 баллов.
Полевая конференция «Подрост»
1. Время выступления: 5-7 минут;
2. Критерии оценки:
- научность исследования (актуальность проблемы, современные методики, практическое значение);
- обработка данных (статистический анализ, картирование, коллекция и т.п.);
- продолжительность исследования;
- трудоемкость (индивидуальная, коллективная и т.п.);
- оригинальность идеи исследования;
- наглядность доклада на конференции;
- оформление реферата;
- ответы на вопросы по докладу.
Максимальная оценка: 30 баллов.
Приложение №2
Условия участия в семинаре-практикуме
руководителей школьных лесничеств «Лесная школа»
Место проведения: Заволжье, р. Варламовка.
Время проведения: 25 сентября 2009 года.
Форма одежды: походная.
Проезд: автобус № 204 со старого пригородного автовокзала или маршрутное такси №333 с автостанции «Новосельская» до остановки озеро Астраханка. Время в пути 45 минут.
Программа:
До 09.45. - встреча участников семинара на остановке оз. Астраханка, Заволжье;
10.00 – размещение на территории лагеря;
10.30 – учебная программа:
10.30 – 11.15 |
- учебно исследовательская работа: выбор темы и алгоритм исследования
(Панченко Н.Л. – директор РГОУ «Дом детского туризма «Эткер» Минобразования Чувашии);
|
11.20 – 13.20 |
- методы исследования лесных экосистем
(Алюшин И.В зам. директора Государственного природного заповедника «Присурский»; Арзамасцев К.И - научный сотрудник Государственного природного заповедника «Присурский»; Теплова Л.П. – канд. биол. наук, Чувашский государственный педагогический университет; Кузнецова Г.П. – специалист Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики);
|
13.25 – 14.00 |
- круглый стол «Организация и планирование деятельности школьных лесничеств» (обмен опытом). |
14.00 – обед;
15.00 – отъезд участников семинара.