ПОЛОЖЕНИЕ
о республиканском заочном смотре-конкурсе
ученических производственных бригад и учебно-опытных участков
образовательных учреждений
- Общие положения
Республиканский заочный смотр-конкурс ученических производственных бригад (далее – УПБ) и учебно-опытных участков (далее – УОУ) образовательных учреждений (далее - Смотр-конкурс) является мероприятием, проводимым один раз в два года.
Смотр-конкурс проводится с целью повышения значимости УПБ и УОУ, как средства обеспечения практической направленности в изучении дисциплин естественнонаучного цикла, способствующих формированию у детей и подростков нравственно-ценностных качеств, развитию их интереса к творческой деятельности, а также профессиональному самоопределению.
Основные задачи Смотра-конкурса:
- анализ состояния УПБ и УОУ в республике;
- дальнейшее совершенствование организации и содержания образовательной деятельности в УПБ и УОУ с учетом реализации программ, по которым осуществляется трудовое и профессиональное обучение старшеклассников;
- стимулирование работы образовательных учреждений в укреплении учебно-материальной и производственной базы УПБ и УОУ;
- совершенствование деятельности образовательных учреждений по внедрению современных подходов и методов организации в работу УПБ и других детских объединений сельскохозяйственной направленности;
- выявление, обобщение и распространение опыта работы по организации и проведению на базе УПБ и УОУ образовательных учреждений Чувашской Республики учебно-опытнической, исследовательской деятельности с детьми и подростками, направленное на выращивание экологически чистой сельскохозяйственной продукции и рациональное землепользование;
- поощрение детей и подростков, достигших успехов в учебно-опытнической, исследовательской и практической деятельности по выращиванию сельскохозяйственной продукции.
Учредителем Республиканского Смотра-конкурса является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Непосредственное проведение Смотра-конкурса возлагается на Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер».
2. Участники Смотра-конкурса
Участниками Смотра-конкурса могут быть коллективы образовательных учреждений, имеющие УПБ и УОУ, а также коллективы объединений УПБ и других детских объединений (возраст детей и подростков от 12-18 лет), ведущие учебно-опытническую, исследовательскую и практическую работу в области сельского хозяйства.
- Сроки, порядок и условия проведения Смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится один раз в два года, в период с мая по октябрь, в два тура: Республиканский – май - сентябрь; Всероссийский (финальный) – октябрь-ноябрь.
Республиканский тур включает в себя проведение следующих мероприятий:
- отбор опыта работы лучших образовательных учреждений по следующим номинациям:
· «УПБ образовательного учреждения»;
· «УОУ общеобразовательного учреждения города»;
· «УОУ общеобразовательного учреждения села»;
· «УОУ учреждения дополнительного образования детей»;
- отбор лучших (индивидуальных или коллективных) учебно-опытнических, исследовательских работ обучающихся УПБ и других объединений сельскохозяйственной направленности по номинации:
· «Малая Тимирязевка» (агротехника, новые технологии выращивания, защита, сортоизучение, интродукция, способы размножения, сельскохозяйственных культур; агрофитоценоз; зоотехния).
Все конкурсные материалы оцениваются по установленным показателям и критериям оценки (приложения 1, 2, 3,).
Конкурсные материалы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (приложение 4).
Участникам конкурса необходимо заполнить анкету-заявку на участие в Республиканском туре заочного смотра – конкурса УПБ и УОУ образовательных учреждений (приложение 5).
Конкурсные материалы и анкета-зявка принимаются до 15 сентября 2009 г. по адресу: 428018 г. Чебоксары, ул. Афанасьева, 13, Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер», тел. (8352) 58–55-44 (эколого-биологический отдел) e-mail: etker13@yandex.ru
4. Подведение итогов Смотра-конкурса и награждение победителей
По итогам в каждой номинации Смотра – конкурса определяются победитель и два призера, занявшие II и III места.
Победители и призеры Смотра – конкурса награждаются дипломами и памятными призами. Все участники Республиканского тура получают свидетельства участника Смотра- конкурса.
Конкурсные материалы победителей Республиканского тура по каждой из номинаций направляются для участия во Всероссийском (финальном туре) Смотра – конкурса в адрес ГОУ ДОД Федерального детского эколого-биологического центра г. Москва.
Приложение 1 положению
№№ п/ц
|
Показатели смотра-конкурса УПБ |
Критерии оценки
(в баллах) |
1 |
Документация УПБ:
(должна быть утверждена администрацией и заверена печатью учреждения) |
10 (общее число баллов) |
1.1 |
Положение УПБ с учетом географических и экономических условий
(цель и задачи, назначение, руководство, структура, содержание и организация работы, права и обязанности, органы самоуправление в УПБ, учет и оплата труда и др.) |
0-5 |
1.2 |
Паспорт УПБ (дата создания УПБ, название образовательного учреждения, название бригады, девиз бригады, руководитель УПБ, бригадир УПБ, наименование базового хозяйства, количество учащихся в образовательном учреждении, из них членов УПБ, состав и количество звеньев в бригаде, их соответствие отраслевой направленности базового хозяйства и профилям трудового обучения школьников и др.) |
0-4 |
1.3 |
Соблюдение трудового законодательства (нормы и правила работы по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности при работе в УПБ и др.) |
0-1 |
2 |
Материально-техническая база УПБ |
15 (общее число баллов) |
2.1 |
Сельскохозяйственные земельные участки, закрепленные за УПБ и учебно-производственные участки на животноводческих фермах, в ремонтных мастерских и др. (количество в них рабочих мест) |
0-4 |
2.2 |
Сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование и др. |
0-4 |
2.3 |
Стационарный полевой стан |
0-1 |
2.4 |
Пасека |
0-1 |
2.5 |
Птичник |
0-1 |
2.6 |
Кроликоферма |
0-1 |
2.7 |
Зерносклад
|
0-1 |
2.8 |
Овощехранилище, кормохранилище |
0-1 |
2.9 |
Подсобные помещения и др.
|
0-1 |
3 |
Содержание работы и организация образовательной деятельности |
30(общее число баллов) |
3.1 |
Учебно-производственный план работы в конкурсном году
|
0-2 |
3.2 |
Бизнес-план
|
0-2 |
3.3 |
Карта-схема землепользования ученического поля
|
0-1 |
3.4 |
Технологическая карта по выращиванию сельскохозяйственных культур
|
0-1 |
3.5 |
График сельскохозяйственных работ (обеспечение круглогодичного цикла работ УПБ и звеньев) |
0-1 |
3.6 |
Наличие творческих объединений эколого-биологического и сельскохозяйственного направлений (наименование объединений, количество в них обучающихся, наименование реализуемых образовательных программ дополнительного образования детей и их методическое обеспечение) |
0-3 |
3.7 |
Профильное обучение учащихся 9-11 классов на базе УПБ (количество и состав мастеров производственного обучения и наставников, направленных базовыми хозяйствами для трудового и профильного обучения учащихся, количество подготовленных квалифицированных рабочих и специалистов АПК, из них получено, квалификационных удостоверений по профессиям тракторист машинист, водитель, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства, секретаря-машинистки и др.) |
0-3 |
3.8 |
Учебно-исследовательская работа в УПБ (научно-производственные связи, тематика и количество опытов с растениями, животными, из них по заданию сельскохозяйственных организаций, практические результаты учебно-исследовательской работы и др.) |
0-5 |
3.9 |
Инновационная образовательная деятельность и её результаты |
0-5 |
3.10 |
Режим труда и отдыха |
0-1 |
3.11 |
Стационарный ЛТО |
0-3 |
3.12 |
Социально - культурная деятельность УПБ (акции по экологии, благоустройству и озеленению территорий; экологические тропы: просветительская деятельность и др.) |
0-3 |
4 |
Результаты работы УПБ |
30(общее число баллов) |
4.1 |
Экономическая эффективность работы УПБ в конкурсном году (валовой сбор сельскохозяйственной продукции, урожайность, продуктивность, себестоимость, рентабельность, прибыль) |
0-10 |
4.2 |
Количество продукции, произведенной УПБ в конкурсном году - в сравнении с предыдущим годом (сбор зерновых, овощных, кормовых культур и картофеля, выращено телят, поросят, овец, кроликов и других животных, выращено сельскохозяйственной птицы, получено продукции пчеловодства и др.) |
0-5 |
4.3 |
Реализация сельскохозяйственной продукции и рациональное использование денежных средств (материальное поощрение членов УПБ, заготовка продуктов питания для школьной столовой, укрепление материально-технической базы УПБ, реализация сельскохозяйственной продукции населению, благотворительная помощь детским садам, ветеранам, пенсионерам, и др.) |
0-5 |
4.4 |
Реализация учебно-исследовательской деятельности УПБ (участие в международных, всероссийских, региональных массовых мероприятиях - слетах, смотрах, конкурсах, конференциях, выставках и их результативность, внедрение опытов в сельскохозяйственное производство) |
0-3 |
4.5 |
Профильная подготовка членов УПБ (количество выпускников, оставшихся работать в сельскохозяйственном производстве, направлены на учебу и поступивших в сельскохозяйственные ВУЗы, в профессионально - технические училища, техникумы и другие учебные заведения сельскохозяйственного профиля, после обучения работают в сельскохозяйственном производстве) |
0-5 |
4.6 |
Публикация в научных журналах, СМИ, репортажи по радио и телевидению |
0-1 |
4.7 |
Патенты на изобретение |
0-1 |
5 |
Оформление конкурсных материалов |
0-15(общее число баллов) |
5.1 |
Полнота и качество представленных материалов |
0-10 |
5.2 |
Степень обеспечения наглядно - иллюстративным материалом |
0-3 |
5.3 |
Содержание и степень информативности видео материалов |
0-2 |
|
Максимальная оценка |
100 |
Приложение 2 к положению
№ п/п |
Показатели смотра-конкурса УОУ |
Критерии оценки
(в баллах) |
1 |
Документация УОУ
(должна быть утверждена администрацией и заверена печатью учреждения) |
10(общее число баллов) |
1.1 |
Положение УОУ с учетом типа образовательного учреждения, географических и экономических условий (цель и задачи, назначение, основные требования к организации УОУ, его структура, руководство и др.) |
0-5 |
1.2 |
Паспорт УОУ (год организации, размер УОУ (в га), количество учащихся, привлеченных к работе на УОУ, подробный план работы в конкурсном году, карта-схема УОУ, технологическая карта по выращиванию сельскохозяйственных культур, план разведения животных в уголке живой природы, экологическое состояние УОУ, календарный план опытнической работы с растениями и животными и др.) |
0-4 |
1.3 |
Охрана труда школьников (инструкция по технике безопасности при работе с сельскохозяйственными орудиями, правила поведения и культуры труда, санитарно-ветеринарные требования и нормы, регламентирующие содержание животных в уголке живой природы) |
0-1 |
2 |
Материально-техническое обеспечение УОУ |
15(общее число баллов) |
2.1 |
Земельная площадь УОУ (в га), структура отделов, их наименование (размеры и площадь в кв. м.) |
0-3 |
2.2 |
Уголок живой природы (план размещения помещений, в том числе специализированных: кормокухня, клетки, вольеры, аквариальные и т.д., с указанием систематического списка животных и растений, представленных в уголке живой природы, занимаемых площадей и др.) |
0-3 |
2.2 |
Зеленый класс, беседка |
0-1 |
2.3 |
Теплица (количество, размеры, назначение) |
0-1 |
2.3 |
Парники (количество, размеры, назначение) |
0-1 |
2.4 |
Малая механизация (наименование, год приобретения, количество, назначение) |
0-2 |
2.5 |
Сельскохозяйственный инвентарь, оборудование, приборы и др. для проведения опытнической работы (наименование, назначение) |
0-2 |
2.6 |
Сарай для инвентаря и удобрений |
0-0,5 |
2.7 |
Водоснабжение |
0-0,5 |
2.8 |
Метеорологическая площадка |
0-0,5 |
2.9 |
Ограждение (естественное, искусственное и др.) |
0-0,5 |
3 |
Содержание работы и организация образовательной деятельности |
30 (общее число баллов) |
3.1 |
Организация УОУ (характеристика отделов УОУ, их вариативность, ассортимент растений, дизайнерское оформление уголка живой природы, видовой состав животных, условия их содержания
|
0-10 |
3.2 |
Организация учебно-опытнической работы на УОУ (наличие внешних связей с НИИ, фермерскими хозяйствами, производственными объединениями и др., тематика опытов с растениями и животными, их количество, из них по заданию сельскохозяйственных организаций, результативность, их внедрение на поля УПБ)
|
0-5 |
3.3 |
Наличие творческих объединений эколого-биологической и сельскохозяйственной направленности (количество объединений и их наименование, возраст и количество обучающихся в них) и других форм образовательной деятельности |
0-4 |
3.4 |
Реализация образовательных программ дополнительного образования детей с использованием базы УОУ (название и тип программы, указать автора, возраст обучающихся, срок реализации, количество часов, их методическое обеспечение) |
0-4 |
3.5 |
Социально - культурная деятельность (акции по экологии, благоустройству и озеленению парковых территорий, экскурсионные программы, экологические тропы и др.) |
0-2 |
3.6 |
Инновационная деятельность и её результаты |
0-5 |
4 |
Рациональное использование возможностей УОУ, итоги работы |
30 (общее число баллов) |
4.1 |
Фактические цифровые показатели результатов работы в конкурсном году по сравнению с предыдущим годом (наименование, количество, выращенной сельскохозяйственной продукции, урожайность, заготовлено для школьной столовой и др.) |
0-10 |
4.2 |
Хозрасчетная деятельность (реализовано рассады населению, собрано и сдано лекарственного сырья и др.) |
0-5 |
4.3 |
Организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ |
0-3 |
4.4 |
Благотворительная помощь (обеспечение цветочной и овощной рассадой детских садов, образовательных учреждений, ветеранов, пенсионеров и др.) |
0-2 |
4.5 |
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для использования на занятиях в детских объединениях |
0-2 |
4.6 |
Участие в международных, всероссийских, региональных массовых мероприятиях (слетах, смотрах, конкурсах, конференциях, выставках, акциях, их результативность) |
0-5 |
4.7 |
Публикация в научных журналах, СМИ, репортажи по радио и телевидению |
0-2 |
4.8 |
Другое |
0-1 |
5 |
Оформление конкурсных материалов |
0-15 (общее число баллов) |
5.1 |
Полнота и качество представленных материалов |
0-10 |
5.2 |
Степень обеспечения наглядно - иллюстративными материалами |
0-3 |
5.3 |
Содержание и степень информативности видео материалов |
0-2 |
|
Максимальная оценка |
100 |
Приложение 3 к положению
Критерии оценки учебно-опытнических и исследовательских работ
Конкурсные работы оцениваются по следующим критериям:
• постановка цели и задач, обоснование актуальности;
• обоснованность выбора методики;
• достаточность собранного материала;
• глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;
• практическая значимость;
• значимость и обоснованность выводов;
Приложение 4 к положению
Требования к оформлению конкурсных материалов Республиканского заочного смотра-конкурса
ученических производственных бригад и учебно-опытных участков образовательных учреждений
1. Описание опыта работы учреждения по организации образовательной деятельности на УОУ или на базе УПБ должно иметь:
Титульный лист с указанием полного названия учреждения, и темы представляемого опыта, Ф.И.О. (полностью) директора учреждения, года представления опыта.
Содержание включает в себя следующее:
· краткую историю вопроса, на решение которого была направлена образовательная деятельность учреждения;
· характеристику условий, в которых создавался опыт;
· описание и анализ того нового, что есть в практике представляемого опыта учреждения (показать в динамике);
· изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу (раскрываются в приложении)
Приложение включает в себя письменный отчет по УПБ или УОУ, содержание которого раскрывает соответствующие показатели по УПБ, или по УОУ (приложения 1, 2).
Каждый пункт показателей Смотра-конкурса должен сопровождаться достоверной информацией о работе УПБ или УОУ и подтверждаться статистическими, фактическими, цифровыми данными результатов работы.
Объем текста описания опыта работы не должен превышать 10 страниц. Продолжительность представленных видеоматериалов, сопровождаемых краткой аннотацией, не должна превышать 20 минут.
2. Учебно-опытническая, исследовательская работа должна иметь:
· титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, район, название детского объединения, тема работы, фамилия, имя, отчество автора (-ов), класс, фамилия, имя, отчество руководителя работы (полностью), год выполнения работы;
· содержание (оглавление), перечисляющее нижеупомянутые разделы (с указанием страниц).
В структуре изложения содержания работы должно быть представлено;
· введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность опыта или исследования, а также указаны место и сроки проведения опыта или исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района опыта или исследования и режим хозяйственного использования территории;
· методика постановки опыта или проведения исследования (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);
· результаты опыта или исследования и их анализ (обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки);
· выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, в соответствии с поставленными задачами;
· заключение, где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной учебно-опытнической или исследовательской работы;
· список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
3. Текст конкурсных материалов должен быть набран на компьютере (формат листа А-4, шрифт 14).
4. Конкурсные материалы должны быть качественно оформлены и обеспечены наглядно-иллюстративным материалом (фотографии, методические материалы, карты, схемы, рисунки, диаграммы и др.).
5. Объем конкурсных материалов не ограничен.
Приложение 5 к положению
Анкета – заявка
на участие в Республиканском заочном смотре-конкурсе
ученических производственных бригад и учебно-опытных участков
образовательных учреждений
1. Название образовательного учреждения (полностью) |
|
2. Название образовательного учреждения (сокращенно) |
|
3. Субъект Российской Федерации |
|
4. Адрес (с индексом)
телефон, факс |
|
5. Тип учреждения: общеобразовательное, дополнительного образования детей
(нужное подчеркнуть) |
6. Номинации (нужное подчеркнуть): |
|
«УПБ образовательного учреждения» |
«УОУ образовательного учреждения города» |
«УОУ образовательного учреждения села» |
«УОУ учреждения дополнительного образования детей» |
«Малая Тимирязевка» |
7. Дата и год создания УПБ и УОУ |
|
8. Период работы (если детское объединение) |
|
9. Ф.И.О. (полностью) директора учреждения |
|
10. Ф.И.О. (полностью) руководителя или УПБ, или детско-юношеского объединения, или заведующего УОУ (нужное подчеркнуть) |
|
Дата заполнения «____» _____________________ 2009 г. |
Ф.И.О. заполнившего анкету-заявку |
|
Подпись |
|