Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Состояние системы образования Чувашской Республики в 2004 году

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

 

   

   Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики «Путь к благополучию – через духовность и здоровый образ жизни» касается всех и, прежде всего, оно должно стать программой действий всех образовательных учреждений. В текущем году августовская конференция работников образования проходит по теме «От здоровья нравственного, физического – к процветанию нации».

В Чувашии образование становится все более значимой и реальной силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, благополучия жителей республики, а значит - инвестиционно выгодной, привлекательной сферой вложений.

С 1996 года с принятием Президентской программы «Новая школа» в республике последовательно проводится политика приоритетного развития образования для выполнения главной задачи – «сделать образование в целом и образование каждого конкретного человека конкурентоспособным». По истечении нескольких лет верность избранных направлений подтвердилась в концептуальных федеральных документах: Национальной доктрине, Программе развития образования, Концепции модернизации российского образования.

          При поддержке Президента Н.В. Федорова система образования  нашей республики вышла  на российский и международный уровень. Республика участвует в ряде серьезных образовательных проектах и экспериментах почти по всем направлениям модернизации российского образования.   Все, что происходит сегодня в системе образования, направлено на выполнение главной задачи, решаемой в ходе модернизации, - повышение качества и доступности образования. И это касается всех уровней образования.

Дошкольным образованием в республике охвачено 62,9 процента  ( в 2003 г. – 59,6%), остальные дети воспитываются в семьях. Для них открыты группы кратковременного пребывания и в настоящее время их 74 (в 2003 г. – 50). Во всех районах действуют консультационные пункты по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей дома. Эти мероприятия помогли охватить услугами дошкольного образования еще более тысячи детей.

            Несмотря на увеличение контингента воспитанников в детских садах, в отдельных районах охват детей дошкольным образованием по-прежнему остается низким. В Аликовском, Шумерлинском и Яльчикском районах детские сады посещают чуть более 30, а в Комсомольском - лишь 25 процентов дошкольников - это самый низкий показатель в республике. Наибольший охват в г.Новочебоксарск – 85 процентов, а из сельских районов больше всех детей  детские сады посещают в Моргаушском районе – 71 процент, это больше, чем в городах Шумерля (57,6 %) и Алатырь (65,3 %). За последние 3 года заметно (на 20%) увеличился охват дошкольным образованием в Вурнарском, Моргаушском и Янтиковском районах.

В целях улучшения работы по охране жизни и здоровья детей стало традиционным проведение республиканского конкурса «За здоровьем - в детский сад», с этого года возобновлен конкурс «Светофорик» и впервые проводились спортивно-оздоровительные игры «Малышиада» среди воспитанников детских садов. Все эти мероприятия направлены на формирование здорового образа жизни с самого раннего возраста. И есть результаты - в 2003 году в дошкольных учреждениях республики одним ребенком по болезни пропущено 6 дней, в 2002 г. - 6,8 дня.

            Работа по развитию здоровья детей не может полноценно вестись исключительно только в детском саду. Эффективность возрастает при условии комплексной деятельности с другими учреждениями. В качестве примера можно привести работу детского сада № 123 Ленинского района г. Чебоксары. К работе с дошкольниками здесь привлекаются учителя школы № 42 и тренеры спортивной школы. Для воспитанников этого детского сада закаливание стало образом жизни. Прогулки здесь проводятся в любую погоду, с 5 лет все дети учатся плавать в бассейне спортшколы, физкультурные занятия с детьми выпускной группы проводит учитель физкультуры.

          Такое взаимодействие «детский сад - школа - учреждение дополнительного образования» не только укрепляет здоровье и приобщает детей с малых лет к здоровому образу жизни, но и является важным моментом подготовки детей к школе, помогает снять проблемы, возникающие на начальном этапе обучения в первом классе.

Вместе с тем очевиден факт: более 37 процентов дошкольников остается вне учреждений,  значит они будут иметь другие стартовые условия при поступлении в школу по сравнению с теми, кто прошел через детсады. В этом вопросе нам хотелось бы более активной работы глав администраций республики.

Общеобразовательная школа – базовое звено  образования. Общее образование, прежде всего, должно  развивать познавательные  и созидательные  способности  обучающегося,  и в тоже время - формировать гражданскую ответственность, духовность, культуру, способность  успешной  социализации  в обществе.

          Школа является важным звеном  формирования  культуры здорового образа жизни. Педагогическими коллективами общеобразовательных учреждений ведется поиск  оптимальной модели физического воспитания учащихся, которая обеспечила бы  не менее 6-8 часовую  двигательной активности  в  недельном режиме. Уже два года, как введен в учебные планы школ республики дополнительный третий час по физической культуре. Третий год коллективы 18 школ  республики  заняты  разработкой и апробацией  здоровьесберегающих технологий в рамках федерального эксперимента  по совершенствованию структуры и содержания общего образования.  Подобная  работа  ведется еще на  5  пилотных площадках в рамках проекта ТАСИС « Обучение здоровью  в образовательных  учреждениях Российской Федерации». На базе средних  школ № 62 г. Чебоксары, № 17 г. Новочебоксарск, № 2 г. Цивильск и Абашевской средней школы Чебоксарского района осуществляется подготовка педагогических кадров для  внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Для достижения нового, современного качества школьного образования необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической  нагрузки  учащихся и создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет использования эффективных здровьесберегающих технологий обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния детей и молодежи и др.  Образовательный процесс в школе должен осуществляться на основе применения здоровьесберегающих технологий. Каждый учитель должен освоить эти технологии и широко использовать в системе своей работы.

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики «О Годе молодежи и здорового образа жизни», в целях увеличения двигательной активности учащихся 1 сентября т.г. во всех школах республики пройдет праздник под девизом «Мы выбираем здоровый образ жизни». Со следующего дня вводятся: ежедневная утренняя гимнастика до уроков; динамические перемены; физкультпаузы на уроках, подвижные игры во время больших перемен и др. Все эти мероприятия должны проходить с  активным участием педагогов.       

            В становлении  духовно-нравственной личности учащихся велика   роль общеобразовательных предметов. Прежде всего  предметы литературы и  историко- обществоведческого, эстетического циклов закладывают основы знаний о нормах  духовности и нравственности через историю и традиции нашего народа. Учителя литературы через художественные образы и их поступки формируют у учащихся  нравственно-ценностные ориентиры.            Так, В Траковской гимназии Красноармейского района педагогическим коллективом успешно   используется  авторские разработки  для проведения уроков нравственности и школьный музей этнопедагогики.

В формировании духовно нравственных устоев у  учащейся молодежи неоценима роль предметов правоведческого характера.

            Для  решения главной задачи – повышения доступности и качества образования – с 2002 года идет реструктуризация сети общеобразовательных учреждений. За это время  реструктуризировано  138 школ, для организации подвоза  детей базовым школам выделено 160 школьных  автобусов. Активно ведут реструктуризацию администрации Батыревского, Урмарского районов, г. Алатырь, что нельзя сказать об администрациях Козловского, Порецкого и Чебоксарского районов. Также медленно идет  реструктуризация сети городских школ. 

Базовые школы должны быть обеспечены  современным учебным и спортивным оборудованием, компьютерной техникой  и  педагогами высокой квалификации. Только при выполнении этих условий школа по-настоящему  может стать базовой, дающей высокий уровень образования. Поэтому на местах администрации районов и городов должны при формировании бюджетов предусмотреть средства, необходимые для решения всего комплекса вопросов.

             Важным направлением развития системы образования остается ее информатизация. В республике хорошая динамика по обеспечению образовательных учреждений компьютерной техникой, программным обеспечением и электронными учебными изданиями.. Если в 2000 году один компьютер приходился на 300 учащихся, то сейчас – один на 54. В ходе реализации целевой республиканской программы к 2005 году  ставится задача доведения обеспеченности школ компьютерами до соотношения - один компьютер на 50 учащихся. В 2004 году в школы республики поступит компьютерное оборудование на общую сумму 16,2 млн. рублей, из них 50 процентов  - из федерального бюджета. Успешность реализации данной программы зависит от того, насколько активно в софинансировании будут участвовать муниципалитеты.

    Параллельно с поставкой техники в школы идет подключение их к Всемирной сети Интернет: 57,3 процента школ имеют электронную почту, а 50 процентов  подключены к  сети Интернет, из них 133  школы – через спутниковую антенну. В текущем году за счет республиканского бюджета оплачены расходы на оказание телекоммуникационных услуг на сумму  0, 65 млн. рублей.  Насыщение образовательных учреждений техникой – только часть работы. Самое важное – это обеспечение внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Однако данный процесс сдерживается из-за неподготовленности педагогических кадров. На данном этапе администрациям районов и городов необходимо продумать все формы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров для введения  новых технологий в образование.        

     Четвертый  год республика участвует в эксперименте по  введению единого государственного экзамена. Цель его – отработать механизм создания независимой системы оценки качества образования и совмещение выпускных и вступительных экзаменов. Из года в год растет число выпускников, сдающих экзамены по выбору. Результаты ЕГЭ позволяют  анализировать образовательную ситуацию в разных районах, городах, школах и принимать  новые  управленческие  решения.

Результаты ЕГЭ текущего года в основном соответствуют результатам прошлых лет,  в тоже время увеличилось число «2» по математике и русскому языку.  Высокий процент неудовлетворительных оценок у выпускников Порецкого, Цивильского, Красночетайского, Чебоксарского районов по математике, Урмарского, Алатырского, Батыревского, Порецкого, Цивильского, Яльчикского, Янтиковского районов – по русскому языку.

На школьном  этапе ЕГЭ в т.г. году 8 выпускников, из них Оферкин Игорь, гимназия № 18 г. Новочебоксарск, Рогожин Дмитрий, Толстошеев Иван, лицей № 3 г. Чебоксары набрали 100 баллов по математике, Авельева Елена, лицей № 3 г. Чебоксары, Пастина Екатерина, средняя школа № 16 г. Новочебоксарск, Комиссарова Марина, средняя школа пос. Опытный Цивильского района – по русскому языку и Александров Владимир, средняя школа № 6, Семенова Ирина, средняя школа № 42 г. Чебоксары – по химии ( в 2003 году было 4 выпускника).

Результаты ЕГЭ  сельской малокомплектной школы, как и прежде, ниже среднереспубликанского показателя по селу. Эти результаты  свидетельствуют, что только в полнокомплектной базовой  школе можно  организовать качественный учебный процесс.

Воспитание, формирование нравственности, здорового образа жизни в деятельности образовательных учреждений начинает приобретать стратегический характер и в большей мере основывается на социологических исследованиях ученической среды, воспитательных потребностях различных групп учащихся, а также на анализ и оценку внутреннего потенциала системы образования. Большое значение в реализации указанных направлений приобрели мониторинги, проводимые в последнее время в образовательных учреждениях.

Значительное внимание уделялось вопросам летнего оздоровления, занятости детей и молодежи. На эти цели из республиканского бюджета выделено 3,3 млн. рублей (в 2003 году- 2,7 млн. руб.). Всего за две смены в 880 лагерях оздоровлено более 64 тыс. детей или 36,3 процента (в 2003 г. – 33%). 

            Одним из актуальных проблем остается состояние преступности среди несовершеннолетних. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 2,1 процента, число участников преступлений, обучающихся в школах, в целом снизилось на 6,6 процента. В ряде районов и городов республики произошел рост числа учащихся, принявших участие в совершении преступлений (Аликовский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Красноармейский, Красночетайский, Урмарский, Чебоксарский районы, г.г. Алатырь, Шумерля, Чебоксары).

            Задачи модернизации образования не разрешимы без обеспечения образовательных учреждений  высококвалифицированными кадрами.

            Квалификационные категории имеют 66,5% педагогов и руководителей. Из них в 2003-2004 учебном году получили категории 12,8% педагогических и руководящих работников.

В республике проводятся различные смотры- конкурсы: введена специальная номинация «Школа здоровья» в республиканском конкурсе «Лучшая школа года», «Учитель года». В 2003 году из 31 участника  конкурса определены 4 лучшие школы, по одной в  четырех номинациях. В номинации «Школа здоровья» победителем стала средняя школа № 42 г. Чебоксары.  Из числа победителей  средние школы № 54, 42 г. Чебоксары, №11 г. Алатырь в последствии представили  Чувашию  на Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России». Почетным  дипломом финалиста  конкурса в номинации «Школа гражданского становления»  отмечена средняя школа №11 г. Алатырь (директор Кондратьева Людмила Николаевна). Средняя  школа № 42 г. Чебоксары  на  Всероссийском конкурсе «Школа – территория здоровья» награждена дипломом победителя (директор Николаева Галина Ивановна).

В 2004 году из 28 участников, принявших  участие в традиционном республиканском конкурсе «Учитель года», победу одержал Николаев Владимир Иванович, учитель физической культуры средней школы № 56 г. Чебоксары.

            Успехи каждой отдельной школы, каждого отдельного учителя, отдельного школьника показывает позитивный результат в развитии системы образования республики.

            Впервые в истории системы школьного образования Чувашии одержана блестящая победа на международном уровне. Выпускник 2004 года гимназии № 18 г. Новочебоксарск Игорь Оферкин на 35–ой Международной олимпиаде  школьников по физике завоевал серебряную медаль. В олимпиаде, проходившей в июле 2004 года в Корее, участвовали школьники из 73 стран мира.

            Игорь – несомненно, талантливый, любознательный, целеустремленный юноша, многократно побеждал на республиканских олимпиадах школьников по ряду  предметов, всероссийских олимпиадах по физике. Учится он у учителей не менее талантливых и творчески работающих. На итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ набрал 100 баллов и достойно подтвердил свои отличные знания предмета. За особые успехи в учении награжден золотой медалью, ему назначена специальная стипендия Президента Чувашской Республики в размере 1000 руб.

            Следует отметить, что победа  представителя Чувашии на международной олимпиаде стала результатом целенаправленной государственной политики, проводимой в республике по развитию системы образования и созданию условий для личностно- ориентированного обучения учащейся молодежи. В настоящее время в республике действует  система выявления, развития и поддержки одаренных школьников, основными принципами  которой стали конкурсность, состязательность и достойное поощрение.

            Ежегодно более 40 тысяч детей участвуют на различных международных и всероссийских очно-заочных турнирах и конкурсах. За 10 лет почти втрое увеличилось  число школьников, успешно выступающих на предметных олимпиадах. Учащиеся республики завоевали 88 дипломов на всероссийских зональных и финальных этапах предметных олимпиад.

            Только за последние 5 лет за достигнутые успехи более 100 одаренных школьников получили именные стипендии в размере 100-200 руб., около 2000 представителей творческой молодежи – специальные стипендии в размере 500-1000 руб. и 25 лучших учителей поощрены  единовременными президентскими премиями в размере 6 тысяч рублей. Такая поддержка вдохновляет их на дальнейшее саморазвитие, самосовершенствование, что способствует формированию будущего интеллектуального потенциала республики.

    Очевидно, что в условиях рыночных отношений  для модернизации образования ключевую роль играет  новый  финансово – экономический механизм.

          В развитии сферы образования резкий рывок сделала его экономика. Активно решались вопросы строительства школ и дорог к школе, газификации, насыщения образовательных учреждений компьютерной техникой, спортивным оборудованием, учебной литературой, обучения руководителей и финансовых работников работе в условиях нового организационно-экономического механизма.

            Создание в республике эффективного организационно-экономического механизма являлось одним из основных направлений работы отрасли. Сделано в этом направлении немало. Это введение с 2001 года нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, создание самостоятельных бухгалтерий (141 бухгалтерия, в 2003г. - 107), переход на казначейское исполнение бюджета (причем по бюджетным и внебюджетным средствам) и новые финансовые отношения, сегодня  финансируется не учреждение, а – расходы на обучение ученика. Перед руководителем учреждения сегодня стоит задача не просто исполнения утвержденной сметы расходов, а максимально эффективного использования тех средств, которые он получил по нормативу на число учеников. Если раньше, чтобы увеличить бюджет школы, он стремился к увеличению штатов, так как эта статья расходов является самой большой, то теперь, чтобы увеличить бюджет школы, он стремится увеличить число учащихся. А для этого  школа должна быть более привлекательной, должна иметь разные образовательные программы и т.д. То есть создается рынок образовательных услуг, возникает конкуренция между школами, меняется кадровая политика, ученик выступает заказчиком образовательных услуг. Вместе с уходом из школы ученика, уходят и деньги. Разработан проект договора на выполнение муниципального заказа на образовательные услуги (он доведен до каждого района, города), когда ученик из школы одного муниципалитета переходит в школу другого муниципалитета, в соответствии с которым происходит оплата его обучения по нормативу. При движении учеников в пределах одного муниципалитета на основании представляемых школой сведений о поступлении в школу учеников производится перемещение ассигнований.

            С 2005 года изменяется система финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений – из Фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики будут финансироваться расходы, связанные с образовательным процессом (заработная плата с начислениями и учебные расходы) согласно нормативу бюджетного финансирования, утверждаемому Законом ЧР «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год». Финансирование расходов будет носить целевой характер, открытие финансирования будет осуществляться ежемесячно согласно Правилам финансирования. Из местных бюджетов будут финансироваться расходы на содержание зданий и сооружений (питание, коммунальные платежи, текущий и капитальный ремонт).

            Система оплаты труда работников образования остается прежней – по Единой тарифной сетке и системе доплат и надбавок, в том числе и 25% надбавка согласно Указу Президента Чувашской Республики от 22 января 2000 г. №8. В проекте бюджета на 2005 год предусматриваются средства на повышение заработной платы работников бюджетной сферы с 1 января в 1,2 раза. Сохранены расходы на выплату педагогическим работникам ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции, льгот на бесплатные коммунальные услуги.

Основными проблемами развития образования было принято считать недостаточное финансирование. Однако темпы роста расходов на образование в последние годы были высокими. Доля расходов на образование в бюджете республики достигла с 16 до 28 процентов, по сравнению с 2001 годом его объем увеличился в 2,5 раза. При этом увеличились расходы капитального характера – приобретение оборудования и капитальный ремонт, с 21 млн. руб. до 126 млн. рублей. Средняя заработная плата в образовании в июне т.г. составила 2691,6 руб. и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. на 26%.  Развивалась внебюджетная деятельность учреждений – около 200 млн. рублей привлечено в 2003 году в сферу образования, это не только денежные средства, но и учебная литература, компьютеры, мебель, спортоборудование, повышение квалификации специалистов и руководителей, оздоровление детей и др. В структуре внебюджетных средств все больший удельный вес занимают доходы от предоставления платных образовательных услуг – около 21%.

    Экономика образования -   это не только государственные вложения.

          Целый ряд федеральных, международных проектов и программ, инициированных Президентом Н.В. Фёдоровым, принесли значительные средства в отрасль. В апреле 2003 года вступил в законную силу федеральный проект на средства займа МБРР. Согласно ему  с  текущего года 27 базовых школ и 11 ресурсных центров в системе  НПО  оснащаются современным  учебно-материальным оборудованием (от школьной доски до автобусов) на общую сумму 9,68 млн. долларов.

На строительство объектов образования Чувашской Республики в 2004 году направлено 167,9 млн.рублей, в том числе из средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 118,0,  федерального бюджета -37,0,  бюджетов районов и городов –12,9 млн.рублей.

К началу 2004/2005 учебного года в республике  будут введены 3 школы  на 720 ученических мест, в том числе школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья  в с.Калинино Вурнарского района, строительство которой осуществлялось  в рамках федеральной целевой программы  «Дети России» на 2003-2006 годы  (подпрограмма «Дети-сироты»), а также средняя школа № 3 г. Шумерля и Кюстюмерская средняя школа Вурнарского района.

В 2004 году текущий ремонт произведен во всех общеобразовательных учреждениях  республики,  в 67 - проведен капитальный ремонт  крыш, дверных и оконных блоков, наружных сетей теплоснабжения, водопровода, электроснабжения.  В ходе текущего ремонта выполнены  ремонт полов, масляная окраска радиаторов и санитарно-технических  труб, побелка потолков, окраска стен,  устройство пожарной сигнализации, пропитка огнезащитным составом деревянных  конструкций зданий.

На проведение капитального и текущего ремонтов учреждений  образования  выделены  бюджетные средства из   республиканского бюджета Чувашской Республики  в объеме 31,0 млн.  рублей.

К началу  учебного года для ресурсного центра общественного  питания закуплено оборудования  на сумму 7,7 млн. рублей.

Во всех спортивных залах республики  выполнен  текущий ремонт. Спортивные залы подготовлены  к началу учебного года. В 2004 году в соответствии  с Договором с Министерством  образования и науки  Российской Федерации  и  Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики в текущем году  в общеобразовательные школы Чувашской  Республики  будет поставлено спортивное оборудование на сумму 7,2  млн. рублей ( в 2003 г. – 7,0 млн. руб.).

В 28 объектах образования   капитально отремонтированы  наружные тепловые сети. Ведется  работа по  переводу  котельных общеобразовательных школ  с твердого топлива на газовое. В 2004 году в республике  будут переведены  на газ 49 котельных школ. В настоящее время 294 котельные общеобразовательных школ  работают  на газовом  топливе.

В текущем году  в учреждения образования  республики поставлены  оборудования и  автотранспортные средства  для ресурсных центров  начального профессионального образования на сумму  67,4 млн. рублей. Закуплены оборудования для мастерских по деревообработке для сельских базовых школ на сумму 2,27 млн. рублей,  специализированное спутниковое оборудование  на 0,33 млн. рублей.

В   общеобразовательные школы   республики в 2004 году поставлены  ученическая мебель на сумму 7,31 млн. рублей, 146,7 тыс. экз  учебников федерального комплекта. на сумму  9,8 млн. рублей и  52,2 тыс. экз. учебников  республиканского комплекта- на сумму  -1,8 млн. рублей.

15 августа  во всех районах и городах  республики   начата работа по приемке и оформлению актов  готовности  образовательных  учреждений к 2004/2005  учебному году.

На установку автоматической  пожарной сигнализации, устройств защитного отключения электроэнергии, капитальный ремонт электропроводок, пропитку деревянных конструкций огнезащитным составом и приобретение первичных средств пожаротушения в  текущем году выделены   из республиканского бюджета средства  в сумме 8,3 млн.рублей.

В тоже время на 1.08.04 г. лишь 92 процента школ республики имеют лицензию. Особенно тревожная ситуация с лицензированием школ создалась в г. Шумерля, Ибресинском, Чебоксарском,  Шумерлинском районах, где соответственно 28,6, 71,4,  71,4, 58,8  процента общеобразовательных учреждений не имеют лицензии.

В Чувашской Республике с 2001 года ликвидирована задолженность по заработной плате. Заработная плата  и отпускные в текущем году выплачены  своевременно и в полном объеме. Задолженности по  текущим платежам  не имеется.

          Избранные нами ключевые позиции открывают все новые перспективы развития. И они должны сопровождаться инициативой, творчеством всех  тех, кто сегодня причастен  к обучению и воспитанию детей.

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика