Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Программа по валеологиидля учащихся 9-11 классов средней школы В.Кожанов, Чувашский госпедуниверситет им. И.Я. Яковлева

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/
 

 

 

 Пояснительная записка

Задача предлагаемой программы по предмету «Валеология» — помочь учащимся в приобретении основ знаний и практической деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Обучаясь по данной программе, учащиеся по­лучают знания в области физиологии, анатомии, психологии, гигиены, физической культуры и спорта, врачебно-физкультурного контроля, оказания первой доврачебной помощи, экологии, ос­новы сексологии. Тематика программы тесно связана с возрастными особенностями учащихся. Программа состоит из нескольких разделов.

Первый раздел «О самом себе» раскрывает основы самоконтроля и контроля за здоровьем, прогнозирование, тестирование.

Второй раздел «Здоровый образ жизни» содер­жит вопросы здоровья в жизни человека, концепцию здорового образа жизни, культуры здо­ро­­вья, гигиены труда и отдыха. Большое внимание­ уделяется факторам риска и профилактике вредных привычек.

Третий раздел «Движение и здоровье» показы­вает значимость физических упражнений в жизнедеятельности человека.

Четвертый раздел включает темы: «Питание и­ здоровье», «Экология и здоровье», дает основ­ную­­ характеристику гигиены питания, ее особен­нос­ти и специфику, показывает значение ви­та­ми­нов для поддержания функций организма. Эко­ло­ги­ческая часть раскрывает особенности влияния экологической среды на здоровье чело­века.

В пятом разделе «Основы психологии» учащи­еся приобретают навыки психической саморегу­ляции, знакомятся с различными направлениями современной психологии в укреплении и совершенствовании здоровья человека.

Шестой раздел «Основы сексологии» включа­ет вопросы отношений между полами, осознание важности семейных отношений, создания прочной семьи, бережного и ответственного отноше­ния к будущим детям.

Седьмой раздел «Оказание первой доврачебной­ помощи» раскрывает особенности оказания медицинской помощи при различных травмах, уши­бах, кровотечениях, потери сознания, обмо­ро­же­ниях, ожогах, отравлениях.

Восьмой раздел «Средства и методы укрепления здоровья» содержит хорошо известные и новейшие технологии самооздоровления и самосо­вер­шен­ствования.

Предлагаемая программа не является строго регламентированной. Каждое учебное заведение может адаптировать ее содержание в зависимости­ от условий, уровня подготовленности учителя, уче­та реальных потребностей и психоэмоционально­го развития учащихся. В процессе обучения мож­но изменить порядок изучения разделов программы, конкретизировать отдельные материалы для поддержания интереса учащихся. Данную программу можно интегрировать с другими предме­тами: физической культурой, биологией, ОБЖ, химией, физикой.

Цель данной программы — не только дать знания, а побудить к самостоятельным занятиям по укреплению своего психического и физического здоровья, к осмыслению важности изучаемого материала.

Успех выполнения программы во многом зависит от личности учителя, поэтому необходимо постоянно совершенствовать содержание уроков и практический материал, использовать доступные для понимания и интереса учащимися  тренинги.

Содержание программы

Раздел I. О самом  себе

Валеология — наука о здоровье (от латинского valeo — здравствовать, быть здоровым).

Тема 1. Как я выгляжу?

Знания: Самоанамнез. Как я выгляжу? Типы оса­нок. Форма спины, грудной клетки, свода стопы. Жироотложение. Мускулатура.

Практические работы: Ответить на вопро­сы самоанамнеза. Провести анамнез с одно­клас­сником.­ Изучить типы осанки. Определить у себя тип осанки, форму спины и грудной клетки. Изу­чить­ форму ног и свод стопы. Оценить степень жи­роотложения, развития мускулатуры.

Тема 2. Показатели самоконтроля.

Знания: Настроение. Самочувствие. Желание заниматься. Болевые ощущения. Дыхание. Пульс. Артериальное давление.

Физическая работоспособность: Приспособляемость к нагрузке.

Практические работы: Определение собственного настроения, самочувствия, желания за­ниматься. Определение причин плохих показате­лей и их анализ. Симптомы болевых ощущений, оп­ределение причин возникновения болевых ощущений. Осуществление контроля за дыханием, пульсом, артериальным давлением. Определение собственной физической работоспособности.

Тема 3. Физическое развитие.

Знания: Рост. Окружность грудной клетки. Крепкость телосложения. Вес тела. Мышечная сила. Быстрота. Ловкость. Гибкость. Температура тела. Зрение.

Практические работы: Определение своего рос­та, веса, окружности грудной клетки. Определение окончательного роста и веса к оптимальной­ величине взрослого человека. Расчеты крепкости­ телосложения. Упражнения для снятия утомления глаз.

Раздел 2. Здоровый  образ  жизни

Тема 1. Здоровье в жизни человека.

Знания: Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). Факторы здоровья. Концепция здоровья. Культу­ра здоровья. Влияние социальной среды на здоровье. Информация и здоровье. Сознание и здоровье. Возраст и здоровье.

Тема 2. Основы гигиены.

Знания: Режим дня. Личная гигиена. Гигиена жилья. Сон. Гигиена умственного труда. Соци­альная гигиена.

Практические работы: Составление своего режима дня. Организация утренней гигиени­­че­ской зарядки. Составление комплекса дина­ми­че­ской паузы.

Тема 3. Факторы риска.

Знания: Алкоголь и здоровье. Курение и вред организму. Токсикомания и наркомания — разру­шители здоровья. Вредные привычки и наследственность.

Практические занятия: Анализ собственного об­раза жизни. Дискуссия на тему: «Что такое­ вредные привычки?»

Раздел 3. Движение  и  здоровье

Тема 1. Значение физических упражнений.

Знания: Влияние гипокинезии и гиподинамии на здоровье. Физические упражнения и тело. Классификация физических упражнений.

Практические занятия: Составление комплексов физических упражнений.

Тема 2. Двигательные качества.

Знания: Какими двигательными способностями обладают люди. Для чего нужны физиче­ские качества. Гибкость. Быстрота. Сила. Выносливость. От чего зависят физические качества.

Практические занятия: Методы и измерение гибкости, силы, выносливости, быстроты.­

Тема 3. Средства и методы развития физиче­ских качеств.

Знания: Средства и методы развития гибкос­ти. Средства и методы развития быстроты. Средства и методы развития силы. Средства и методы­ развития выносливости.

Практические занятия: Составить комплексы тренировок на развитие  физических качеств: гибкости, быстроты, силы, выносливости.­

Тема 4. Основные виды движений.

Знания: Как мы ходим. Разновидности ходьбы. Бег и его специфика. Лазания. Плавание и его­ прикладное значение. Ходьба на лыжах, виды пе­редвижения.

Практические занятия: Освоить стиль спор­тивной ходьбы. Смоделировать варианты бега. Ознакомиться с приемами лазания и перелазанья.­ Продемонстрировать приемы передвижения на лыжах. Изучить стили плавания.

Тема 5. Физическое совершенство.

Знания: Для чего нужны упражнения. Какой­ вид спорта избрать. Возрастные нормы для заня­тий спортом. Принципы физической трениров­ки. Правила построения тренировочного занятия.­

Практические занятия: Составить план тренировочного занятия по одному из видов спор­тивной деятельности.

Тема 6. Значение физических упражнений как средство восстановления и лечения.

Знания: Характеристика физических упражнений. Методика лечебного применения  физиче­ских упражнений. Физические упражнения как средство восстановления.

Практические занятия: Составить комплекс корригирующих физических упражнений.

Раздел 4. Питание и здоровье. Экология и здоровье

Тема 1. Основы рационального питания.

Знания: Значение полноценного рационального питания. Режим питания. Нормы питания. Правила и особенности питания. Значение вита­ми­нов. Микроэлементы в организме и его воздействие.

Практические занятия: Составление сво­его суточного рациона с учетом энерготрат. Опре­де­ление продуктов, содержащих наибольшее количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей.

Тема 2. Человек и окружающая среда.

Знания: Современное состояние природной среды. Мониторинг. Загрязнение окружающей сре­ды. Рациональное использование природных ресурсов.

Тема 3. Окружающая среда и здоровье человека.

Знания: Химическое, биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека. Влияние по­годы на самочувствие человека. Биоритмы. Ланд­шафт как фактор здоровья. Радиационное загряз­нение и здоровье человека. Экосистема. Адаптация человека к условиям окружающей среды.

Раздел 5. Основы  психологии

Тема 1. Психология человека.

Знания: Психология личности. Мотивы и потребности человека. Темперамент и характер. Эмо­ции и интересы. Склонности и способности. Со­ци­­альные установки.

Практические занятия: Изучение учащимися собственных личностных качеств. Работа с тестами по определению личности. Знакомство с методами психологического воздействия на­ личность.

Тема 2. Человек и окружающий мир.

Знания: Познавательные процессы. Виды ког­нитивных (познавательных) процессов. Ощущение и восприятие: формирование, механизм восприятия пространства, движений, времени.

Память. Виды памяти. Развитие памяти.

Мышление. Виды и формы мышления. Развитие мышления.

Речь. Виды речи и его развитие.

Воля. Формирование воли.

Тема 3. Искусство владеть собой.

Знания: Психологические средства стрессовой устойчивости, их формирование и развитие. Методы психической саморегуляции. Азбука ауто­­тренинга (АТ). Показания и противопоказания к­ АТ. Психомышечная тренировка. Состояние релаксации.

Практические занятия: Освоить основные приемы и позы аутогенной  тренировки. Раз­учить упражнения, способствующие управлению психофизическим состоянием.

Раздел 6.  Основы сексологии и семейной жизни

Тема 1. Развитие человека.

Знания: Общие представления о периодах жизни человека: внутриутробный, новорожденность, мла­денчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Здоровье родителей — основа здо­рового потомства. Психологические и физиологи­ческие характеристики  девушек и юношей. Личная гигиена.

Тема 2. Культура взаимоотношений.

Знания: Особенности поведения юношей и де­вушек, их склонности и интересы. Детская любопытность, различные формы ее проявления и­ возможные негативные последствия.

Отношения к сверстникам противоположного пола: симпатия, антипатия, индифферентные отношения.

Конфликты между мальчиками и де­­вочками. Бесконфликтные методы отстаива­ния своих прав.

Личная безопасность. Физические, сексуальные насилия. Основные навыки физической и эмоциональной защиты.

Практические занятия: Игры, формиру­ющие навыки межполового общения, закрепляющие правила этикета во взаимоотношениях маль­чиков и девочек. Игры, развивающие навыки реф­лексии собственных эмоциональных состояний и управления ими. Игры, формирующие навыки самосохранения, в том числе и сексуального.­

Тема 3. Социальная роль мужчины и женщи­ны.

Знания: Социальная роль мужчины и женщины в современном обществе. Образ мужчины и женщины, отцовства и материнства в произве­дениях искусства мировой культуры (скульптура,­ живопись, литература).

Мужественность и женственность подлинная и мнимая. Эталоны поведения. Женственность как стиль поведения. Мужская от­ветственность.

Мода и вкус. Молодежная мода. Стиль поведения, внешний облик (одежда, прическа, украшения, декоративная косметика).

Практические занятия: Тренинг общения. Полоролевые игры, направленные на формирование навыков межполового общения в различных ситуациях.

Тема 4. Супружество и семейные отношения.

Знания: Законодательное оформление брака. Брачный контракт. Права и обязанности супругов.

Супружество. Основные функции семьи: про­должение рода, воспитание детей, эмоционально-­нравственная, экономическая.

Семья как основа психологической стабильности, комфортности и защиты человека.

Планирование семьи  как основа здорового потомства.

Сексуальная культура и здоровье.

Раздел 7. Оказание первой доврачебной помощи

Тема 1. Кровотечения.

Виды кровотечений. Оказание помощи при кро­вотечениях.

Тема 2. Ушибы, вывихи, переломы.

Виды повреждений. Помощь при ушибах, растяжениях, вывихах.

Переломы. Осмотр и признаки перелома. Первая помощь при переломах.

Тема 3. Ожоги и обморожения.

Характеристика ожогов. Оказание первой до­вра­чебной помощи при термических и хими­ческих­ ожогах.

Тема 4. Обморок, потеря сознания.

Характерные причины обморочных состояний и потери сознания. Проявления обморока и поте­ри сознания. Оказание первой доврачебной помо­щи при обмороке и потери сознания.

Раздел 8. Средства и методы укрепления здоровья.

Тема 1. Закаливание организма.

Знания: Закаливание в жизни человека. Терморегуляция организма. Принципы закаливания. Средства, виды и формы закаливания. Закалива­ющие мероприятия. Специальные закаливающие процедуры.

Тема 2. Дыхание.

Знания: Дыхание — одно из главных условий жизнедеятельности организма. Дыхательная сис­тема. Типы дыхания. Техника дыхания. Дыхательные упражнения. Парадоксальная дыхательная гим­настика. Дыхательная гимнастика йоги. Ребефинг и психика. Противопоказания. 

Практические занятия: Изучение дыхательной системы человека. Физические и дыхательные упражнения. Тренировка дыхания. Обуче­ние пранаяме.

Тема 3. Массаж и самомассаж.

Знания: Массаж и самомассаж. Физиологические основы. Виды массажа: лечебный, спор­тив­ный, гигиенический, косметический, самомассаж, аппаратный, сегментарно-рефлекторный. Тех­ника массажа.

Практические занятия: Освоение прие­мов массажа и самомассажа. Овладение техникой косметического массажа.

Тема 4. Основы индийской гимнастики.

Знания: Йога прошлого и настоящего. Учение йоги о здоровье. Ступени йоги. Классифика­ция асан. Пранаяма. Йогатерапия.

Практические занятия: Освоение техники асан и пранаямы. Изучение комплекса Сурья-­Намаскар. Знакомство с оздоровительной программой Ф. Бериа.

Тема 5. Основы психотерапии.

Знания: Значение и специфика техники пси­хотерапии. Стресс и его влияние на здоровье человека. Гетеротренинг. Самовнушение. Гипноз. Медитация и трансмедитация. Мантры.

Практические занятия: Овладение техникой аутогенной тренировки. Ознакомление с ос­новными приемами самовнушения и медитации.

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика