Пояснительная записка
Задача предлагаемой программы по предмету «Валеология» — помочь учащимся в приобретении основ знаний и практической деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Обучаясь по данной программе, учащиеся получают знания в области физиологии, анатомии, психологии, гигиены, физической культуры и спорта, врачебно-физкультурного контроля, оказания первой доврачебной помощи, экологии, основы сексологии. Тематика программы тесно связана с возрастными особенностями учащихся. Программа состоит из нескольких разделов.
Первый раздел «О самом себе» раскрывает основы самоконтроля и контроля за здоровьем, прогнозирование, тестирование.
Второй раздел «Здоровый образ жизни» содержит вопросы здоровья в жизни человека, концепцию здорового образа жизни, культуры здоровья, гигиены труда и отдыха. Большое внимание уделяется факторам риска и профилактике вредных привычек.
Третий раздел «Движение и здоровье» показывает значимость физических упражнений в жизнедеятельности человека.
Четвертый раздел включает темы: «Питание и здоровье», «Экология и здоровье», дает основную характеристику гигиены питания, ее особенности и специфику, показывает значение витаминов для поддержания функций организма. Экологическая часть раскрывает особенности влияния экологической среды на здоровье человека.
В пятом разделе «Основы психологии» учащиеся приобретают навыки психической саморегуляции, знакомятся с различными направлениями современной психологии в укреплении и совершенствовании здоровья человека.
Шестой раздел «Основы сексологии» включает вопросы отношений между полами, осознание важности семейных отношений, создания прочной семьи, бережного и ответственного отношения к будущим детям.
Седьмой раздел «Оказание первой доврачебной помощи» раскрывает особенности оказания медицинской помощи при различных травмах, ушибах, кровотечениях, потери сознания, обморожениях, ожогах, отравлениях.
Восьмой раздел «Средства и методы укрепления здоровья» содержит хорошо известные и новейшие технологии самооздоровления и самосовершенствования.
Предлагаемая программа не является строго регламентированной. Каждое учебное заведение может адаптировать ее содержание в зависимости от условий, уровня подготовленности учителя, учета реальных потребностей и психоэмоционального развития учащихся. В процессе обучения можно изменить порядок изучения разделов программы, конкретизировать отдельные материалы для поддержания интереса учащихся. Данную программу можно интегрировать с другими предметами: физической культурой, биологией, ОБЖ, химией, физикой.
Цель данной программы — не только дать знания, а побудить к самостоятельным занятиям по укреплению своего психического и физического здоровья, к осмыслению важности изучаемого материала.
Успех выполнения программы во многом зависит от личности учителя, поэтому необходимо постоянно совершенствовать содержание уроков и практический материал, использовать доступные для понимания и интереса учащимися тренинги.
Содержание программы
Раздел I. О самом себе
Валеология — наука о здоровье (от латинского valeo — здравствовать, быть здоровым).
Тема 1. Как я выгляжу?
Знания: Самоанамнез. Как я выгляжу? Типы осанок. Форма спины, грудной клетки, свода стопы. Жироотложение. Мускулатура.
Практические работы: Ответить на вопросы самоанамнеза. Провести анамнез с одноклассником. Изучить типы осанки. Определить у себя тип осанки, форму спины и грудной клетки. Изучить форму ног и свод стопы. Оценить степень жироотложения, развития мускулатуры.
Тема 2. Показатели самоконтроля.
Знания: Настроение. Самочувствие. Желание заниматься. Болевые ощущения. Дыхание. Пульс. Артериальное давление.
Физическая работоспособность: Приспособляемость к нагрузке.
Практические работы: Определение собственного настроения, самочувствия, желания заниматься. Определение причин плохих показателей и их анализ. Симптомы болевых ощущений, определение причин возникновения болевых ощущений. Осуществление контроля за дыханием, пульсом, артериальным давлением. Определение собственной физической работоспособности.
Тема 3. Физическое развитие.
Знания: Рост. Окружность грудной клетки. Крепкость телосложения. Вес тела. Мышечная сила. Быстрота. Ловкость. Гибкость. Температура тела. Зрение.
Практические работы: Определение своего роста, веса, окружности грудной клетки. Определение окончательного роста и веса к оптимальной величине взрослого человека. Расчеты крепкости телосложения. Упражнения для снятия утомления глаз.
Раздел 2. Здоровый образ жизни
Тема 1. Здоровье в жизни человека.
Знания: Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). Факторы здоровья. Концепция здоровья. Культура здоровья. Влияние социальной среды на здоровье. Информация и здоровье. Сознание и здоровье. Возраст и здоровье.
Тема 2. Основы гигиены.
Знания: Режим дня. Личная гигиена. Гигиена жилья. Сон. Гигиена умственного труда. Социальная гигиена.
Практические работы: Составление своего режима дня. Организация утренней гигиенической зарядки. Составление комплекса динамической паузы.
Тема 3. Факторы риска.
Знания: Алкоголь и здоровье. Курение и вред организму. Токсикомания и наркомания — разрушители здоровья. Вредные привычки и наследственность.
Практические занятия: Анализ собственного образа жизни. Дискуссия на тему: «Что такое вредные привычки?»
Раздел 3. Движение и здоровье
Тема 1. Значение физических упражнений.
Знания: Влияние гипокинезии и гиподинамии на здоровье. Физические упражнения и тело. Классификация физических упражнений.
Практические занятия: Составление комплексов физических упражнений.
Тема 2. Двигательные качества.
Знания: Какими двигательными способностями обладают люди. Для чего нужны физические качества. Гибкость. Быстрота. Сила. Выносливость. От чего зависят физические качества.
Практические занятия: Методы и измерение гибкости, силы, выносливости, быстроты.
Тема 3. Средства и методы развития физических качеств.
Знания: Средства и методы развития гибкости. Средства и методы развития быстроты. Средства и методы развития силы. Средства и методы развития выносливости.
Практические занятия: Составить комплексы тренировок на развитие физических качеств: гибкости, быстроты, силы, выносливости.
Тема 4. Основные виды движений.
Знания: Как мы ходим. Разновидности ходьбы. Бег и его специфика. Лазания. Плавание и его прикладное значение. Ходьба на лыжах, виды передвижения.
Практические занятия: Освоить стиль спортивной ходьбы. Смоделировать варианты бега. Ознакомиться с приемами лазания и перелазанья. Продемонстрировать приемы передвижения на лыжах. Изучить стили плавания.
Тема 5. Физическое совершенство.
Знания: Для чего нужны упражнения. Какой вид спорта избрать. Возрастные нормы для занятий спортом. Принципы физической тренировки. Правила построения тренировочного занятия.
Практические занятия: Составить план тренировочного занятия по одному из видов спортивной деятельности.
Тема 6. Значение физических упражнений как средство восстановления и лечения.
Знания: Характеристика физических упражнений. Методика лечебного применения физических упражнений. Физические упражнения как средство восстановления.
Практические занятия: Составить комплекс корригирующих физических упражнений.
Раздел 4. Питание и здоровье. Экология и здоровье
Тема 1. Основы рационального питания.
Знания: Значение полноценного рационального питания. Режим питания. Нормы питания. Правила и особенности питания. Значение витаминов. Микроэлементы в организме и его воздействие.
Практические занятия: Составление своего суточного рациона с учетом энерготрат. Определение продуктов, содержащих наибольшее количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей.
Тема 2. Человек и окружающая среда.
Знания: Современное состояние природной среды. Мониторинг. Загрязнение окружающей среды. Рациональное использование природных ресурсов.
Тема 3. Окружающая среда и здоровье человека.
Знания: Химическое, биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека. Влияние погоды на самочувствие человека. Биоритмы. Ландшафт как фактор здоровья. Радиационное загрязнение и здоровье человека. Экосистема. Адаптация человека к условиям окружающей среды.
Раздел 5. Основы психологии
Тема 1. Психология человека.
Знания: Психология личности. Мотивы и потребности человека. Темперамент и характер. Эмоции и интересы. Склонности и способности. Социальные установки.
Практические занятия: Изучение учащимися собственных личностных качеств. Работа с тестами по определению личности. Знакомство с методами психологического воздействия на личность.
Тема 2. Человек и окружающий мир.
Знания: Познавательные процессы. Виды когнитивных (познавательных) процессов. Ощущение и восприятие: формирование, механизм восприятия пространства, движений, времени.
Память. Виды памяти. Развитие памяти.
Мышление. Виды и формы мышления. Развитие мышления.
Речь. Виды речи и его развитие.
Воля. Формирование воли.
Тема 3. Искусство владеть собой.
Знания: Психологические средства стрессовой устойчивости, их формирование и развитие. Методы психической саморегуляции. Азбука аутотренинга (АТ). Показания и противопоказания к АТ. Психомышечная тренировка. Состояние релаксации.
Практические занятия: Освоить основные приемы и позы аутогенной тренировки. Разучить упражнения, способствующие управлению психофизическим состоянием.
Раздел 6. Основы сексологии и семейной жизни
Тема 1. Развитие человека.
Знания: Общие представления о периодах жизни человека: внутриутробный, новорожденность, младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Здоровье родителей — основа здорового потомства. Психологические и физиологические характеристики девушек и юношей. Личная гигиена.
Тема 2. Культура взаимоотношений.
Знания: Особенности поведения юношей и девушек, их склонности и интересы. Детская любопытность, различные формы ее проявления и возможные негативные последствия.
Отношения к сверстникам противоположного пола: симпатия, антипатия, индифферентные отношения.
Конфликты между мальчиками и девочками. Бесконфликтные методы отстаивания своих прав.
Личная безопасность. Физические, сексуальные насилия. Основные навыки физической и эмоциональной защиты.
Практические занятия: Игры, формирующие навыки межполового общения, закрепляющие правила этикета во взаимоотношениях мальчиков и девочек. Игры, развивающие навыки рефлексии собственных эмоциональных состояний и управления ими. Игры, формирующие навыки самосохранения, в том числе и сексуального.
Тема 3. Социальная роль мужчины и женщины.
Знания: Социальная роль мужчины и женщины в современном обществе. Образ мужчины и женщины, отцовства и материнства в произведениях искусства мировой культуры (скульптура, живопись, литература).
Мужественность и женственность подлинная и мнимая. Эталоны поведения. Женственность как стиль поведения. Мужская ответственность.
Мода и вкус. Молодежная мода. Стиль поведения, внешний облик (одежда, прическа, украшения, декоративная косметика).
Практические занятия: Тренинг общения. Полоролевые игры, направленные на формирование навыков межполового общения в различных ситуациях.
Тема 4. Супружество и семейные отношения.
Знания: Законодательное оформление брака. Брачный контракт. Права и обязанности супругов.
Супружество. Основные функции семьи: продолжение рода, воспитание детей, эмоционально-нравственная, экономическая.
Семья как основа психологической стабильности, комфортности и защиты человека.
Планирование семьи как основа здорового потомства.
Сексуальная культура и здоровье.
Раздел 7. Оказание первой доврачебной помощи
Тема 1. Кровотечения.
Виды кровотечений. Оказание помощи при кровотечениях.
Тема 2. Ушибы, вывихи, переломы.
Виды повреждений. Помощь при ушибах, растяжениях, вывихах.
Переломы. Осмотр и признаки перелома. Первая помощь при переломах.
Тема 3. Ожоги и обморожения.
Характеристика ожогов. Оказание первой доврачебной помощи при термических и химических ожогах.
Тема 4. Обморок, потеря сознания.
Характерные причины обморочных состояний и потери сознания. Проявления обморока и потери сознания. Оказание первой доврачебной помощи при обмороке и потери сознания.
Раздел 8. Средства и методы укрепления здоровья.
Тема 1. Закаливание организма.
Знания: Закаливание в жизни человека. Терморегуляция организма. Принципы закаливания. Средства, виды и формы закаливания. Закаливающие мероприятия. Специальные закаливающие процедуры.
Тема 2. Дыхание.
Знания: Дыхание — одно из главных условий жизнедеятельности организма. Дыхательная система. Типы дыхания. Техника дыхания. Дыхательные упражнения. Парадоксальная дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика йоги. Ребефинг и психика. Противопоказания.
Практические занятия: Изучение дыхательной системы человека. Физические и дыхательные упражнения. Тренировка дыхания. Обучение пранаяме.
Тема 3. Массаж и самомассаж.
Знания: Массаж и самомассаж. Физиологические основы. Виды массажа: лечебный, спортивный, гигиенический, косметический, самомассаж, аппаратный, сегментарно-рефлекторный. Техника массажа.
Практические занятия: Освоение приемов массажа и самомассажа. Овладение техникой косметического массажа.
Тема 4. Основы индийской гимнастики.
Знания: Йога прошлого и настоящего. Учение йоги о здоровье. Ступени йоги. Классификация асан. Пранаяма. Йогатерапия.
Практические занятия: Освоение техники асан и пранаямы. Изучение комплекса Сурья-Намаскар. Знакомство с оздоровительной программой Ф. Бериа.
Тема 5. Основы психотерапии.
Знания: Значение и специфика техники психотерапии. Стресс и его влияние на здоровье человека. Гетеротренинг. Самовнушение. Гипноз. Медитация и трансмедитация. Мантры.
Практические занятия: Овладение техникой аутогенной тренировки. Ознакомление с основными приемами самовнушения и медитации.