Чувашской Республике пропаганде здорового образа жизни и развитию физической культуры всегда уделялось большое внимание. Указом Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года 2004 год объявлен Годом молодежи и здорового образа жизни.
Цели и задачи проекта, одним из пилотных регионов которого стала наша республика, всем близки и понятны, так как неблагополучие состояния здоровья детей, подростков, молодежи общеизвестно. Начиная реализацию проекта в республике, мы отчетливо осознавали, что получаем дополнительные возможности для формирования у детей, педагогов и родителей ответственного отношения к своему здоровью, для применения ориентированных на ученика подходов в обучении здоровью на основе использования интерактивных методов.
Тщательно изучив материалы, мы убедились, что задачи, выдвигаемые проектом, актуальны и реально выполнимы, так как они предполагают комплексное решение проблем, которые в последнее десятилетие входят в число приоритетов политики Президента ЧР и региональной системы образования. В республике накоплен интересный и разнообразный опыт по применению здоровьесберегающих технологий, позволяющих снизить влияние таких пагубных для здоровья учащихся факторов, как перегрузки, стрессы, отсутствие мотивации на ведение здорового образа жизни.
Можно много и подробно говорить о направлениях, проблемах и успехах реализации проекта в регионе, тем более что нас целая команда, профессиональная, целеустремленная, дружная, и каждый знает, как он должен действовать для достижения успеха. Остановлюсь на некоторых аспектах, которые уже подверглись нами диагностике и анализу и имеют очевидные результаты.
Прошедшая серьезную подготовку команда региональных тренеров обучила почти 200 педагогов пилотных школ, что помогло нам привлечь внимание педагогической общественности к проблеме обучению здоровью, повысить уровень знаний учителей о здоровье и необходимости учить здоровью своих воспитанников, вооружить их способами управления своим эмоциональным состоянием, владения приемами эффективной коммуникации.
98% педагогов, прошедших обучение на семинарах-тренингах, не только ответили уверенное «Да» на вопрос «Удается ли вам применять на практике полученные знания?», но и подтвердили, что знание и использование интерактивных методов, принципов обучения жизненным навыкам помогли им по новому построить не только уроки, но и внести новизну и творчества во внеурочную работу с детьми, в процесс взаимодействия с родителями. Нам удалось существенно сузить зону присутствия в школе авторитарного стиля преподавания и общения, который, как известно из практики, формирует у подростков такие нежелательные черты характера, как склонность к зависимому поведению, а значит, создает предпосылки развития социальной дезадаптации, алкоголизма, наркозависимости. Вот мнения учителей:
— ребята учатся принимать и уважать чужое мнение;
— отношения меняются в сторону взаимопонимания и доброжелательности;
— дети стали чаще обсуждать между собой проблемы, связанные со здоровьем, стали терпимее, бережнее по отношению друг к другу.
Нас радует, что усилия педагогов получают высокую оценку ребят:
— как много интересной и полезной информации мы получили;
— до этого мне казалось, что мои мысли могут быть осмеяны, но я недооценивала своих одноклассников;
— на тренингах мы совсем другие, и это для меня открытие.
И родители не остались равнодушными, погрузившись в атмосферу творческого сотрудничества:
— очень необходимая работа, через тренинги дети и взрослые начинают лучше понимать себя, друг друга;
— какими интересными стали родительские собрания, явка родителей резко возросла;
— я раньше не задумывался, насколько серьезна моя роль в воспитании детей и приобщении их к здоровому образу жизни.
Эти высказывания красноречиво подтверждают: то, что делаем — нужно, интересно, востребовано.
Рожденную народной мудростью фразу «Здоровье — это та вершина, которую каждый должен одолеть сам», подтверждают эксперты Всемирной организации здравоохранения, которые еще в 80-х годах пришли к выводу (он затем был подтвержден и отечественными специалистами), что здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, то есть от него самого. Оставшаяся доля ответственности распределяется между: наследственностью — 20%; экологией — 20%; медициной — 10%. Все предельно ясно! Эти 50 и более процентов и есть поле нашей деятельности. Мы уверены, обучать здоровью необходимо на еще более высоком научном и профессиональном уровне, чем любому другому предмету! И нас радует, что мы сегодня знаем, как:
— сделать уроки интереснее;
— помочь детям освоить жизненно важные навыки, сформировать чувство ответственности за свое здоровье;
— включить учащихся в процесс осознанного, ответственного отношения к своему здоровью.
Успешно реализуются и другие задачи проекта по созданию и укреплению механизмов партнерства и взаимодействия между школой, Чувашским республиканским институтом образования и Чувашским государственным педагогическим университетом, привлечению внимания средств массовой информации, общественности к различным аспектам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Мы уверены, что делаем чрезвычайно нужное дело и нам хватит сил научить детей и подростков не перекладывать ответственность за себя и свое здоровье на родителей, врачей и учителей.