Подрастающее поколение не отличается здоровьем. Общество должно бить в набат. Несомненно, что в этом виновата и школа, ведь 80% учебного времени учащиеся проводят в сидячем, статическом положении.
Здоровье учащихся обусловливается в значительной мере двигательным режимом, особенно в начальных классах. Без регулярных, специально организованных физических упражнений дети, если они даже унаследовали от родителей хорошее здоровье, не достигают достаточной физической подготовленности. Есть такое понятие «гипокинезическая болезнь». Причина этой болезни заложена в отсутствии двигательной активности. Ее симптомы: быстрая утомляемость, вялость, раздражительность, отсутствие внимания и пониженная способность в усвоении информации.
Что же должна сделать школа, чтобы противопоставить негативным последствиям состояния здоровья учащихся? Ответ ясен: следует внедрить систему гигиенического воспитания с целью выработки установки на здоровый, подвижный образ жизни.Нужно осознать учителям и всем руководителям образовательных учреждений важность и необходимость решения проблемы ухудшения здоровья детей в процессе обучения в школе. Мы думаем, что следует начать с изучения диспансерных медицинских карт ребенка, проанализировать эти данные и определить учащихся по состоянию здоровья в соответствующие группы (основная, подготовительная, специальная). Было бы полезным организовать в школах спецмедгруппы. Для этого есть все необходимые юридические основания. Сегодня учителю важно качественно повысить знания по физиологии, психологии развития личности школьника и по лечебной физкультуре, так как здоровье детей — это здоровье учителей и наоборот.Целеообразно заводить с 5 класса «Паспорт здоровья» на учеников. К этому периоду у учащихся более или менее формируется уровень сознания, которая в дальнейшем определяет мотивацию на физическое саморазвитие. Паспорт может иметь различную форму, главное, он должен быть доступен как для ученика, так и для родителей, учитывать специфику физического воспитания в школе. В документе должны быть отражены показатели физического развития: рост, вес, состояние зрения, объем легких и т.д. Очень важно, чтобы были четко прописаны, какими хроническими болезнями страдает ученик и какие имеются отклонения здоровья. Следуя документу, учитель физической культуры определяет физические упражнения. Паспорт здоровья позволяет успешно и эффективно подбирать индивидуальные средства и методы для физического развития, учитывать и контролировать состояние организма ребенка в ходе занятий. В нем должен содержаться раздел «Уровень развития физических способностей», где будут определены практические тесты по выявлению индивидуального уровня физических качеств в течение всего времени обучения в школе. Это позволяет вести частые наблюдения за динамикой показателей физического развития учащихся.
Считаем необходимым организовать для всех учащихся, начиная с 7 класса, учебный материал по военно-прикладным занятиям: падение во время выполнения физических упражнений, преодоление препятствий, элементы рукопашного боя, стрельба пулевая, элементы вольной борьбы. Ученик, овладевший данными военно-прикладными умениями, будет чувствовать себя более уверенно и безопасно.
Мы знаем, что в процессе обучения в школе первой ступени у учащихся начальных классов формируется основной образовательный фундамент. Учебный процесс в этих классах ориентирован на получение разносторонней информации. И надо им давать побольше «двигательной» информации, потому что для этого есть все анатомо-физиологические условия: пластичность нервной системы, быстро сменяющие друг друга процессы возбуждения и торможения, идеальное кровообращение, улучшенный обмен веществ при рациональном питании. У детей этого возраста нет никакого психологического комплекса при выполнении физических упражнений. Они жаждут движения. Поэтому в этих классах уроки физической культуры должен проводить самый универсальный, квалифицированный учитель физической культуры. А ведь иногда, даже в базовых школах, уроки физической культуры проводят сами же учителя начальных классов, имеющие скудную подготовку. В результате дети приходят в 5 класс некоординированными, не владеют элементарными двигательными навыками. Главное, у них уже отсутствует интерес, тяга к физическим упражнениям. Поэтому с 2000 года руководство нашей школы передало уроки физической культуры в начальных классах квалифицированным специалистам, что в корне изменило отношение детей к физическим упражнениям.
Необходимо усовершенствовать школьную программу по физической культуре в начальных классах. Практика доказывает о необходимости раннего изучения гимнастики в младших классах. Внедрение акробатических и вольных упражнений с раннего возраста и анатомо-физиологические данные ребенка этого периода позволяют достичь положительных результатов в физическом развитии детей, формировании правильной осанки, утверждении устойчивой потребности к физическим упражнениям.
Существенно выражена у детей связь между близорукостью и продолжительностью ежедневного воздействия на организм ультрафиолетовых лучей. У учащихся, мало бывающих на воздухе в околополуденное время, когда интенсивность ультрафиолетовой радиации максимальна, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. Вследствие этого претерпевает изменение тонус глазных мышц. Слабость этих мышц при высокой зрительной нагрузке вызывает близорукость и ее прогрессирование. Поэтому в режим дня нашей школы были включены динамические перерывы для учащихся 1—7 классов после 2 и 3 уроков, продолжительностью 20 минут. Классные руководители проводят динамические перерывы с учащимися в форме подвижных игр и прогулок в зависимости от погоды.
Наукой доказано, что процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Вес тела и мозга по годам у девочек и мальчиков тоже разный и, следовательно, по морфо-физиологическим функциям тоже отличаются. Поэтому раздельное обучение мальчиков и девочек на уроках физической культуры, начиная с 8 класса, дает следующие преимущества:
— учет всех психологических и физиологических особенностей детей разного пола;
— конкретная программа для девочек и мальчиков;
— дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающих разный уровень физического развития;
— отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений.
Главным элементом в создании системы здоровьесберегающего обучения и развития физической активности является разработка и реализация школьной программы «Образование и здоровье детей». Такую программу мы приняли в 2001—2002 учебном году. Цель данной программы — укрепление и сохранение здоровья детей, утверждение здорового образа жизни. Программа призвана объединить всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, вплоть до директора школы — в деле эффективного решения задач по улучшению здоровья. Очень важно, чтобы в реализации данной программы активно участвовали и родители.
В ходе целенаправленной работы в школе по внедрению в процесс обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий достигнуты определенные успехи:
а) в корне изменилось отношение детей к физическим упражнениям. Дети и их родители нашли в них одно из главных средств укрепления и сохранения здоровья. Снизилось заболевание детей:
— эндокринная система (зоб) — от 12 чел. в 2001 г. до 4 чел. в 2004 г.;
— зрение — от 11 чел. в 2001 г. до 6 чел. в 2004 году;
— нарушение осанки — от 6 чел. в 2001 г. до 4 чел. в 2004 году;
— остается неизменным показатель хронических заболеваний сердца: 9 чел.;
б) снизились простудные заболевания у детей средних и старших классов;
в) среди учеников нет курящих;
г) до 80% учащихся школы самостоятельно организуют подвижные игры по месту жительства, в деревне имеются и используются три плоскостные спортивные площадки;
д) с 1994 года никто из учеников не совершал противоправных поступков и не состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
е) по итогам спартакиады школьников в 2003 году учащиеся школы заняли в районе первое место.