Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Канашский район

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/
Формирование духовно-нравственного, физического и психического здоровья детей, здорового образа жизни является важным компонентом гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания. Одним из путей решения данных задач является организация физкультурно-оздоровительного процесса:
 
-педагоги детских садов знакомят детей с национальными особенностями физического воспитания, проводят физкультурные занятия, игры и упражнения на воздухе, организовывают труд детей на участке. Раскрывают многообразие подвижных игр, с целью развития выносливости, силы, быстроты, ловкости и др., их национального колорита (единая цель, одноплановость действий, органичное соединение песен, слов и движений). Дети используют при распределении игровых ролей различные считалки, жеребьевки из арсенала чувашской народной педагогики. Применяются формы поощрения (представление победителю право начать и вести следующую игру, выбрать партнера) и пр., а проигравшим - исполнение песни, танца, выполнение физических упражнений в кругу участников, принятые в детской среде чувашского народа. В подвижных играх используются чувашские танцевальные движения с песенным сопровождением (виды хороводного танца, элементы плясок). Педагоги водят элементы национальных видов спорта, спортивные упражнения в двигательную деятельность детей: прыжки в длину, высоту, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на санках, бег в мешках. Педагоги детских садов большое внимание уделяют закаливанию детского организма, дети с раннего возраста должны привыкать к различным изменениям температуры, укреплять и закаливать свой организм - умывание холодной водой, с постепенным переходом от мытья лица и рук к обтиранию шеи, контрастные обливания ног с постепенным снижением температуры до 18 градусов, воздушные ванны во время утренней гимнастики, физкультурных и музыкальных занятий, находясь в облегченной одежде, перед дневным сном и во время прогулок, закаливание солнечными лучами проводят во время прогулки при обычной деятельности детей.
Начиная с самого раннего возраста вырабатывают потребность соблюдения правил гигиены, проводят беседы, занятия как с детьми, так и с родителями на темы: "Чистота - залог здоровья", "В гостях у Мойдодыра", "Сам себе я помогу", "Ослепительная улыбка", "Жизнь без опасностей" и др. Педагоги многих детских садов используют подвижные и творческие игры чувашского народа, а также считалки, сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки, календарно-обрядовые праздники. Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи. детского сада. Предпринимаемые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольным возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому надо стараться родителям помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей, личности, которые должны быть ответственны не только за свою жизнь, но и сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Понимая важность духовно-нравственного воспитания детей, формирование здорового образа с родителями многие детские сады проводят следующие мероприятия:
- родительские собрания на темы "В семье растет ребенок", "Гигиеническое воспитание детей", "Учим жить среди людей", "Как мы разговариваем с детьми", "О дереве жизни", "Питание детей - немаловажное значение для растущего организма" и др.;
- лектории для родителей: "В здоровом теле - здоровый дух", "Твое здоровье в твоих руках", "Личность формируется в семье", и др.;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- физкультурные досуги "Папа, мама и я - спортивная семья", "Дни здоровья" и др.;
- дни открытых дверей;
- вечера вопросов и ответов;
- консультации специалистов с приглашением психолога, логопеда, врачей Канашской центральной районной больницы, учителей начальных классов, библиотекарей;
- посещение семей.
Важность приобщения детей к народным праздникам, которые являются своеобразными ступеньками в постижении многогранной культуры народа, очевидна. Участвуя в праздниках и развлечениях, ребенок легко и незаметно для себя усваивает образы и символику народной эстетики. Все детские сады проводят чувашские календарные праздники: Сурхури, Caварни, Акатуй. Все это, в конечном итоге, способствует воспитанию уважения к народной культуре и восстановлению связей между поколениями. Характер этих праздников, многих игр, способствуют физической закалке детей, играют немаловажную роль в умственном развитии, духовно- нравственном становлении подрастающего поколения, готовят их к практической трудовой деятельности.
Коллективы многих детских садов вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни в своей деятельности, в организации педагогического процесса ставят на 1-ое место.
Процент охвата детей дошкольным образованием по сравнению с 2001 годом увеличился, что видно в нижеследующей таблице
 
2002г. 06.2003г. 06.2004г.
24%      26%           34,6%
Показатели по физическому развитию за последние 3 года в детских садах заметно улучшились, заболеваемость ниже, чем в республике. Одним ребенком в год по болезни пропущено:
в республике в районе
в 2003г. 5,1 дня 5 дней
в 2002г. 6,8 дня 5 дней
в 2001г. 7,1 дня 6 дней
В целом высокая посещаемость детьми в детских садах - Шихазанском №1 "Искорка"-132,Тобурдановском "Березка"-45,Большебикшихском "Надежда"-69, Чагасьском "Ромашка" -55 ребенка и др.
Такие положительные результаты были достигнуты за счет проведения ряда физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Дошкольные образовательные учреждения принимают активное участие во всех районных и республиканских соревнованиях и конкурсах: "За здоровьем -в детский сад", "Малышиада" и др. Например: в соответствии с планом управления образования администрации Канашского района в целях формирования здорового образа жизни среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и приобщения их к активным занятиям физической культурой и спортом с 29 января по 10 марта 2004 года проходил конкурс "Малышиада" среди ДОУ. Все дошкольные образовательные учреждения, участвовавшие в соревновании, серьезно подготовились к данному мероприятию: подобрана методическая литература, наглядный материал. В Шихазанском детском саду №1"Искорка", Верхнеяндобинской начальной школе-детском саду "Яндобинка", Большебикшихском детском саду "Надежда" созданы условия, содействующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников средствами физической культуры.
Такие конкурсы подтверждают необходимость постоянного внимания проблемам оздоровления воспитанников, обеспечения дошкольных учреждений методическими пособиями, физкультурным и медицинским оборудованием, обобщения и распространения педагогического опыта в этом направлении.
Воспитание здорового ребенка стала основной задачей коллектива Большебикшихского детского сада №1. Анализ физического здоровья и медицинского обследования детей детского сада за период с 1996 г. по 1999 год выявили тенденцию снижению числа детей, поступивших в детский сад с первой группой здоровья, чаще стали поступать дети 2-3 группой здоровья, поэтому в детском саду роль физической культуры выдвигается на передний план, пересмотрен подход к организации оздоровительной работы с детьми, на решение данной проблемы направлены усилия медицинского и педагогического персонала детского сада, родителей.
Для внедрения опыты работы в детском саду созданы благоприятные условия: музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, оборудование зала включает в себя набор скамеек, шведскую стенку, наклонные лестницы, мишени, скакалки, обручи, мячи разных размеров, нагрудные знаки для подвижных игр, дорожки с пробками, коврики с пуговицами, варежки фланелевые для сухого обтирания. Работа детского сада по оздоровлению состоит из следующих разделов:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия
- закаливание
- гигиеническое воспитание
Быть здоровым естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое, социальное благополучие. Здоровый и духовно развитый человек счастлив. Такого человека мы и должны воспитывать, начиная с самого раннего детства.
Успех воспитания здорового ребенка может быть достигнута только в результате совместных усилий медицинского работника, воспитателей, а самое главное - семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. Поэтому коллектив детского сада осуществляет целенаправленную работу с родителями по пропаганде здорового образа жизни, используя разнообразные формы и методы "День открытых дверей", совместные и спортивные праздники и развлечения с участием родителей, тестирования, анкетирования родителей, выпуск папок-передвижек на медицинскую тематику, организация сопутствующего контроля со стороны родителей.
В перспективе перед коллективом детского сада стоят следующие задачи:
- увеличить переход детей из второй группы в первую;
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья у детей третьей группы с соблюдением индивидуального подхода;
- широко использовать неспецифические методы профилактики.
Решению задач физического воспитания в Большебикшихском детском саду "Надежда" способствуют целесообразный двигательным режим. Основу его составляют ежедневные физические упражнения и игры в различных режимных процессах под руководством воспитателей, а также в самостоятельной деятельности детей: это и занятия и физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня, и активный отдых, куда входят физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья, каникулы. Так показатели по физическому развитию за последние 3 года в детском саду заметно улучшились. Повысилась посещаемость детей. Если в начале учебного года было принято 50 детей, то концу стало 69 детей. Увеличился контингент детей, входящих в первую группу здоровья. В настоящее время 1 группу здоровья входят 79,6%; 2гр.-16,6%; 3гр.-1,8%.За последние 3 года уменьшились случаи заболеваний: 2002г. зарегистрировано 67; 2003г.- 42; 2004г.- 20 случаев, так же уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком за год.
2002г. пропущено 15дней
2003г. пропущено 15дней
2004г. пропущено 11дней
Такие положительные результаты были достигнуты за счет проведения ряда физкультурно-оздоровительных мероприятий: систематически проводится утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на воздухе, закаливающие, общеукрепляющие мероприятия. В каждой группе имеется схема закаливающих мероприятий, полоскание рта, обтирание сухими варежками, гимнастика после сна, ходьба по пробковой дорожке, солнечные ванны.
В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно- оздоровительной работе. Летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, где используется более эффективно оздоровительные силы природы - солнце, воздух и вода.
В смотре-конкурсе по охране жизни и здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений "За здоровьем- в детский сад" Большебикшихский детский сад по номинации "Лучший детский сад" заняла 1 место.
Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель. Исходя из сформированных идей и принципов цель воспитательной системы школы - личность, способная строить жизнь достойную человека. Выпускник школы должен обладать следующими качествами или направлениями развития: патриотизм, гражданственность; нравственность, духовность; здоровый образ жизни, интеллектуальное развитие; эстетическое, этическое и культурное развитие; саморазвитие.
Исходя из этого, воспитательные задачи ставятся следующим образом:
- от воспитания любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу родины;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
- развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;
- стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическому, этическому и культурному критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и умение видеть прекрасное;
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;
- формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Эффективность реализации данных задач может быть обеспечена целостностью воспитательного процесса на основе личностно ориентированного и системного подходов.
Важным звеном духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни является система дополнительного образования. Она является звеном системы непрерывного образования и способствует решению жизненно важных проблем, организации досуга, формированию коммуникативных навыков, выбору жизненных ценностей, саморазвитию и самореализации, профессиональному самоопределению учащихся.
Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса развития творческой деятельности.
Организация воспитательного процесса в школах имеет свои особенности:
- обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям представляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую ( по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития);
- коллективом школы создаются наиболее комфортные условия для пребывания детей на занятиях;
- воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
Организуя дополнительное образование, мы стремимся к органичному сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности, что значительно уменьшает пространство девиантного поведения детей.
 
Дополнительное образование - это зона ближайшего развития личности ребенка. Такое понимание специфики дополнительного образования позволило нам выбрать соответствующие направления и области деятельности. Система дополнительного образования в школах выглядит следующим образом
 
Дополнительное образование
Направления
Художественное Лингвистическое Декоративно- Спортивно-творчество прикладное оздоровительные
Виды образования ИЗО-студия Риторика Оригами ОФП
Театр Художественное Вышивание Спортивные игры
Кукольный театр слово Бисероплетение
Индивидуальные Мягкая игрушка
Муз.занятия
Дополнительное образование способствует более интенсивному процессу социальной адаптации личности ребенка, выработке норм социального общения, расширению кругозора детей, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия ребенком самостоятельных решений.
Цели дополнительного образования, ориентированного на ребенка, можно сформулировать следующим образом: развивать позитивную "Я-концепцию"; стать более ответственным в действиях и поступках; стать более самоуправляемым; выработать способность к самостоятельному принятию решения; овладеть навыком контроля; развивать навыки преодоления трудностей; обрести веру в самого себя.
Значение дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ огромно. Во-первых, оно дает учащимся возможность расширить базовое образование: на факультативах, где они узнают много нового, на занятиях театральной студии, хора, бального танца, где учащиеся раскрывают свой творческий потенциал; в спортивных секциях, где учащиеся совершенствуют свои физические возможности, укрепляют здоровье. Во-вторых, дополнительное образование оказывает огромное влияние на развитие внеурочной деятельности. Так, к примеру, посещение музеев перестает быть формальным, ибо оно включается в программу факультатива. Перед посещением музея, выставки, загородной экскурсией на занятиях различных объединений проходит обсуждение того, что ребятам предстоит увидеть, а затем после экскурсии на занятиях обсуждают увиденное. Таким образом, закрепляется материал, упорядочиваются знания, формируется собственное мнение не голословно, а на основе полученной информации.
Педагогический персонал школ Канашского района принимает самое активное участие в становлении детских общественных объединений. Ведь для создания и развития общественного объединения необходим руководитель, который умело направляет учащихся, руководствуясь документами, регламентирующих целенаправленное развитие детского объединения.
Родительский всеобуч по духовно-нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни проводится в виде классных родительских и общешкольных собраний.
В течение всего 2003-2004 учебного года в школах Канашского района проводились традиционные тематические, досуговые мероприятия с детьми по реализации темы по духовно-нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни, такие как:
Тематические вечера "Формула здоровья";
Выступления агитбригад "Мы за здоровый образ жизни", "Здоровье нации процветает";
Спортивные праздники "Папа, мама и я - спортивная семья", "День здоровья";
Дни культуры "Культура и духовность - пути развития человека и общества";
Классные часы, общешкольные собрания на следующие темы "Развитие культуры и мышления - стратегический курс развития Чувашии", "Наше будущее в наших руках", "Самосовершенствование личности через духовность" и др.
Так для организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни в МОУ "Атнашевская основная общеобразовательная школа" проводились следующие мероприятия:
1. Международный день детской книги.
Выставка книг "Все о Чувашии".
Урок-диспут "Роль новой Чувашии в современной России".
2. Всемирный день здоровья:
а) Анализ состояния по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся (производственное совещание).
б) Ознакомление с Указом Президента "Чувашия - здоровый регион" (общешкольная линейка).
в) "Подростковый алкоголизм" (лекция)
г) "Если здоров - то богаче всех" (лекция)
д) "Здоровый образ жизни - это духовно-нравственное здоровье, стремление к обладанию истинными ценностями - Доброта и Красота, Знание и Вера" (уроки в 5-9 классах)
е) "Физкультура и спорт - ступени на всю жизнь, радость и наслаждение, сила и энергия" (уроки в 1-4 классах).
В этой же школе 15 апреля проходил День Культуры.
Прошли классные часы по темам:
- "Хорошие навыки - богатство , дурное - бедность" (1-4 классы),
- "Разум человека - наконечник удовлетворения" (5-9 классы),
- "Молиться и верить, надеяться и терпеть, прощать и любить - девиз разумной и достойной жизни",
- "Культура и духовность - пути развития человека и общества",
- конкурс сочинений и рисунков "Моя малая Родина",
- Изучение духовных святынь земли Чувашской Республики (экскурсия в г. Чебоксары).
 
В МОУ "Янгличская средняя общеобразовательная школа" проводятся занятия по модульному курсу. В 2003-2004 учебном году проведены 2 таких занятия. Цель модульного курса - способствовать формированию у учащихся установок на здоровый образ жизни. Курс представляет собой систему занятий в форме бесед, практикумов, исследовательских и игровых заданий, сценариев и тренингов среди учащихся 5-11 классов. По этому курсу с учителями проведено тестирование "Психологический портрет преподавателя". В каждом классе провели по одному занятию- тренинг здорового образа жизни.
- "Привычки и здоровье" - 5 класс,
- "Психология привычки" - 6 класс,
- Ролевая игра "Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни" - 7 класс,
- Занятие-практикум "Принятие решения" 8 класс,
- Тренинг "Мы выбираем здоровый образ жизни" - 9 класс,
- "Мотивы курения" с тестированием "Юноши и девушки, которых мы выбираем" - 10 класс,
- Тренинг "За жизнь без табака" - 11 класс.
В будущем учебном году данная работа по программе модульного курса будет продолжена с нарастающей эффективностью.
В МОУ "Кармамейская основная общеобразовательная школа" еженедельно проводятся различные мероприятия по организации культурного досуга учащихся: предметные недели, спортивные мероприятия. Во время перемен учащиеся в коридорах играют в теннис (5 столов), после уроков проводятся первенства школы по настольному теннису, футболу, волейболу, шашкам. Инвентарь изготовляют сами ученики под руководством учителя физической культуры Алексеева В.С.. Ежегодно в этой школе проводятся районные соревнования по биатлону в честь воинов - афганцев и участников чеченский событий, где активное участие принимают и школьники Кармамейской основной общеобразовательной школы. Участвуют на этих соревнованиях и родители учащихся. По вечерам в спортзале занимается сельская молодежь.
В формировании здорового образа жизни в МОУ "Сеспельская средняя общеобразовательная школа" большая роль отводится детской организации. В школе существует пионерская дружина им. М. Сеспеля под умелым руководством Андреевой Ирины Павловны. Сборы дружины, отрядов, мероприятия, праздники, конкурсы ("День здоровья", "Волшебная осень", конкурс актерского мастерства, "Шкул пики" и т.д.) проводимые в дружине способствуют формированию здорового образа жизни.
В МОУ "Ухманская средняя общеобразовательная школа" для оздоровления детей в условиях школы разработали и апробировали собственную педагогическую здоровьесберегающую технологию:
- Каждый школьный день начинается с гимнастики
- Педагогический коллектив старается создавать благоприятные условия на уроках. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности (использование компьютеров, ТСО, современных дидактических карточек, диалога учителя с учениками). А также помогают микроперемены (сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой).
-Проводятся на уроках физкультминутки, которые необходимы на каждом уроке в начальных классах, на последних и предпоследних уроках в средних и старших классах. В комплекс упражнений физкультпауз в начальных классах включаются упражнения для глаз, (они являются профилактикой развития близорукости). А также используются упражнения, которые направлены на активизацию позных мышц (их выполняют не только сидя, но и стоя).
- На переменах вожатыми, старшей вожатой Ильиной Ф.А., учителем физкультуры Николаевым В.П. организуются подвижные игры, некоторые спортивные игры ( настольный теннис), спортивные танцы, брейк-данс, тренажеры.
- В период экзаменов организуются в спортзале и на стадионе занятия спортом (игры в волейбол, футбол, настольный теннис), чтобы снизить эмоциональное напряжение.
- В каникулярное время работает учебная производственная бригада, которая выращивает овощи для школьной столовой.
- Во внеклассное и внеурочное время постоянно организуются Николаевым В.П. и Сергеевым Е.Н.:
1) спортивные игры, бег, шашки и шахматы, "веселые старты", спартакиады, народные игры, конкурс "Папа, мама и я - спортивная семья".
2) конкурсы между мальчиками, юношами (23 февраля), между девочками, старшеклассниками (8 марта). В конкурсы и соревнования вовлекаются родители и сельская молодежь.
3) во время классных часов один раз в каждый месяц проводится "Час здоровья".
4) организуются вечера отдыха ("Прощай лето", "2 часа веселья", "Вечер сказок), совместное посещение с родителями, учителями, учащимися театра в г. Чебоксары на просмотр спектаклей, эстрадных концертов. Проводятся конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, участвовали в КВН.
5) действуют ежегодно спортивные кружки "Волейбол", "Футбол", "Настольный теннис" (под руководством Николаева В.П.), лыжная секция (под руководством тренера спортшколы Алексеева С.Д.). Учащиеся принимают участие в различных районных, республиканских соревнованиях по настольному теннису, бегу, шашкам, волейболу, футболу и т.д.
6) организуется участие в республиканских туристических слетах, где ребята принимают участие в конкурсах и по спорту (КТМ), ориентированию и т.д.), принимали участие в турслетах, которые проводились в Комсомольском, Вурнарском, Чебоксарском районах (под руководством Борисовой М.А.).
7) организуется прослушивание старшеклассниками цикла лекций об охране здоровья "Опасность для подростка", "Скрытая опасность", "Спорт и курение не совместимы", "Неумолимая статистика", ежегодно организуется месячник борьбы с наркоманией, алкоголем, курением; патриотического, правового воспитания.
8) организуются встречи с воинами, офицерами-земляками.
Детское общественное объединение "Веселые ребята", "Статус" ( под руководством старшей вожатой Ильиной Ф.А. и заместителем директора по воспитательной работе Борисовой М.А.) действует по направлению "Изучение культуры, истории, литературы родного края".
Имеются свои законы, устав, песня, эмблема. Задачами объединения являются создание положительной среды развития личности; пробуждение интереса к истории, традициям, к родному краю, к родному языку, осмыслению понятий "Родина", "Отечество"; воспитание чувства любви, привязанности, уважения к Родине.
Разнообразные по форме и содержанию массовые мероприятия едины в своей цели - воспитания истинных патриотов Родины во имя процветания нации. Основной ценностью является человек с его мыслями, чувствами, интересами.
При организации родительского всеобуча по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, формированию здорового образа жизни в Сугайкасинской средней общеобразовательной школе самое пристальное внимание обращается вопросам подростковой преступности, на просвещение против употребления наркотиков, злоупотребления алкоголем, курением. Проводились лекции на соответствующие темы, анкетирование среди учащихся 9-11 классов по этим вопросам, итоги обсуждались на родительских собраниях. При обсуждении вопроса "Крепкая семья - сильная Чувашия" подчеркивалась важность ведения здорового образа жизни в семье, чтобы у взрослых теория не расходилась с практикой, слово с поступком.
Уровень духовности, культуры, нравственного, физического здоровья обучающихся заметно возрастает. Совместная работа педагогического коллектива и родителей дает хорошие результаты.
Сегодня достижение высокого качества образования предполагает не только вооружение учащихся определенным набором знаний, умений, и навыков, но и связывается с такими понятиями, как "социальное благополучие", "самореализация", "здоровье". Следовательно, сфера деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов не должна ограничиваться рамками задач преодоления трудностей в обучении, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, формирования в современных условиях развития российского общества высоконравственной, свободной личности, способной к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. На реализацию этих задач в основном и направлена деятельность педагогов-психологов и социальных педагогов, работающих а образовательных учреждениях. В настоящее время в восьми средних общеобразовательных школах Канашского района работают педагоги-психологи, а в пяти - социальные педагоги. При управлении образования администрации Канашского района функционирует Центр психолого-медико-социального сопровождения (далее ЦПМСС).
В целях формирования и развития у учащихся установок и ценностей здорового образа жизни, навыков самореализации, профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании в течение всего учебного года указанными выше специалистами проводится комплекс мероприятий. Так, вошло в традицию участие в акции "Молодежь против наркотиков", проведение дней здоровья, тематических классных часов, спортивных мероприятий с участием родителей учащихся, цикла занятий с элементами психотренинга и др. Помимо этого систематически обновляются уголки здоровья, оформляются классные и общешкольные стенды. К данной работе, как правило, привлекаются и сами учащиеся. Вопросы формирования ценности здорового образа жизни и роли семьи, ее жизненных принципов и идеалов при этом рассматривались на родительских собраниях.
Администрации образовательных учреждений, педагоги-психологи и социальные педагоги работают в тесном контакте с учреждениями здравоохранения. Так, в МОУ "Вутабосинская средняя общеобразовательная школа" существует практика организации выездов учащихся в МУЗ "Канашская центральная районная больница", где проводятся лекции и индивидуальные встречи со специалистами. Налажено сотрудничество и с местным офисом врача общей практики.
Таким образом, эффективность профилактической работы заключается не только в вооружении учащихся информацией о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и в формировании навыков здорового жизненного стиля. Поэтому в работе педагогов-психологов и социальных педагогов необходимо использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций, проектирование и т.д.).
Необходимо отметить то обстоятельство, что многие родители испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Поэтому в работе с родительской общественностью помимо использования традиционных форм консультирования и просвещения применяются совместные (родители и дети) семинары-тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
При работе с детьми и подростками группы "риска" акцент делается на их вовлечении в социально полезную деятельность, которая помогла бы им проявить свой потенциал, что, в свою очередь, способствовало бы пробуждению их интереса к жизни, положительным переживаниям. В качестве частного примера можно привести воспитательно-профилактическую работу, проведенную по вовлечению учащихся МОУ "Большебикшихская средняя общеобразовательная школа", состоящих на внутришкольном учете. Харитонов А.Ю. занял первое место по теннису, и в школьной игре "Зарница" по ориентированию на местности, а также посещает спортивную секцию "Волейбол". Панфилов А.А. и Никитин С. посещают школьные кружки художественной самодеятельности и являются участниками фестиваля "Канаш ен мерченeсем". Успехи, достигнутые этими учащимися, конечно же, позволили и сверстникам, и педагогам увидеть их в новом свете, а самим учащимся, хочется надеяться, дали возможность сравнить уровень отношений, отличный от отношений, основанных на ярлыках.
Большое внимание в настоящее время уделяется формированию у учащихся способности к принятию толерантности, милосердия, нравственности и этичности, ответственности. В основном на формирование, развитие этих качеств личности направлен комплекс мероприятий, проводимых в школах района: читательские конференции, беседы с участием приглашенных гостей, пользующихся уважением и авторитетом, тренинговые занятия, встречи с родителями и др.
 
Начальник      Ю.С.Алексеев
        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика