Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Вурнарский район

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/
Информация управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Вурнарского района по духовно-нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни обучающихся в учреждениях образования района.
 
С целью осуществления системного подхода в решении задач по формированию духовности, культуры, гражданской ответственности, здорового образа жизни в организацию воспитательного процесса включены все воспитательные структуры района: учреждения образования, учреждения дополнительного образования, детское самоуправление, общественные организации, заинтересованные ведомства. Поставлены конкретные задачи, которые включают в себя следующие направления работы:
- реализация районной Программы развития образования на 2000-02 гг. и на период до 2005 г., а также других воспитательных программ на районном уровне;
- курсовая подготовка, обучающие семинары, подготовка педкадров к аттестации;
- изучение деятельности учреждений образования по реализации воспитательных задач, решений конференций педработников, исполнению законов, нормативных документов районного, республиканского и федерального значения.
Решение поставленных задач стало определяющим при планировании и осуществлении работы управления образования в различных сферах воспитания:
- гражданско-правовое воспитание, профилактика детской безнадзорности и подростковой преступности;
- здоровьесбережение учащихся, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, санитарно-гигиеническое обучение и воспитание, работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся;
- экологическая и туристско-краеведческая работа;
- художественно-эстетическое и культурно-досуговое направление воспитательной работы;
- развитие и поддержка детского самоуправления.
 
Методической работой по духовно-нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни в учреждениях образования района в 2003-04 учебном году занято:
- заместителей директоров по воспитательной работе – 20 человек,
- старших вожатых – 32 человека,
- социальных педагогов – 8 человек,
- классных руководителей – 396 человек;
- педагогов дополнительного образования – 18 человек.
В целях оказания теоретической и практической помощи по указанным направлениям проведен ряд семинаров для вышеназванных категорий педагогов.
Так, семинар для заместителей директоров по воспитательной работе в Янгорчинской СОШ посвящен формированию здорового образа жизни учащейся молодежи и организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательном учреждении, в Абызовской СОШ - развитию различных форм родительского всеобуча.
Аналогичные семинары проводились и с заведующими дошкольных образовательных учреждений.
В частности, на семинаре при ДОУ №5 «Рябинка» обсужден вопрос «Оптимизация физкультурно-оздоровительного процесса в детском саду», в ДОУ «Рябинушка» с.Янгорчино – «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников; к национальным традициям, позитивно влияющим на этнокультурные отношения народов России».
Следует отметить хорошую подготовку, высокую активность и посещаемость семинаров старших вожатых и учебы районного актива при ДДТ. Занятия в школе районного актива направлены на умение организовывать детьми свою жизнь в школе и вне ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельными и инициативными, управлять собой в разных жизненных ситуациях, работать в классном и разновозрастном коллективе.
В январе 2004 года в районе прошла конференция классных руководителей по теме «Воспитание нравственной личности в современных условиях: состояние и задачи». Перед педагогами выступили ведущий специалист администрации, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Харитонов В.И., заместитель прокурора района Перлова Е.Н. Опытом работы по данному вопросу также поделились классные руководители, методист ДДТ.
На конференции участвовала завкафедрой педагогики и психологии ЧРИО Соловьева З.В.. Большое одобрение получил ее доклад о способах разрешения конфликта между взрослыми и подростками.
В последние годы образовательными учреждениями района проводится значительная работа по обеспечению современного качества физкультурно-оздоровительной деятельности.
Во всех учреждениях образования имеется нормативно-правовая база, направленная на улучшение здоровья учащихся, повышение их двигательной активности:
- школы района руководствуются Указами Президента ЧР по развитию массового спорта и улучшению здорового образа жизни, Программой развития образования в Чувашской Республике;
- распоряжением главы администрации района утвержден график работы спортивных залов в вечернее время;
- в школах разработаны локальные акты по физкультурно-оздоровительной работе.
Так как навыки здорового образа жизни закладываются в человеке в самом раннем возрасте его жизни, особое внимание уделяется детям дошкольного возраста.
Во всех 5 поселковых детских садах введены должности инструктора по физической культуре, в 3-х оборудованы гимнастические залы. Работа эта продолжается.
В 16 функционирующих ДОУ района (11 ДОУ на селе) педагоги рационально используют разнообразные формы физического воспитания и гигиенического обучения, проводят занятия с применением современных технологий. Проводятся Дни здоровья, спортивные праздники. В двигательной активности детей широко используются национальные чувашские игры, дети знакомы со спортивными традициями чувашского народа. Большие возможности для активности движений представляют прогулки.
В соответствии с группой здоровья с детьми проводится дифференцированная работа в форме секционно-кружковых занятий. Организована работа по оздоровлению часто болеющих детей.
Среди дошкольных образовательных учреждений проводятся различные мероприятия по формированию здорового образа жизни. Команда воспитанников ДОУ №4 «Березка» приняла участие в зональных играх-соревнованиях «Малышиада» в г. Канаше.
В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма проведен районный смотр-конкурс дошкольных образовательных учреждений «Светофорик». Победитель районного смотра-конкурса коллектив ДОУ №6 «Сеспель» принял участие в республиканском смотре-конкурсе. Совместным приказом Министерства внутренних дел ЧР и Министерства образования и молодежной политики ЧР за качественную организацию по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма детский сад награжден дипломом и поощрительным призом.
ДОУ №5 «Рябинка» заняло 3 место в республиканском конкурсе «За здоровьем – в детский сад».
Важным звеном для обеспечения качественной физкультурно-оздоровительной работы с детьми являются общеобразовательные школы.
В районе сегодня нет учителей физической культуры, работающих без специального профессионального образования. В 32 школах района работают 46 учителей, в т.ч. 39 (или 84,7%) имеют высшее образование, 2 – обучаются в ЧГПУ по специальности и 6 – со средним профессиональным образованием. В том числе 1 учитель имеет высшую квалификационную категорию, 16 - первую и 16 - вторую квалификационную категории. Среди учителей физической культуры - 2 имеют почетное звание "Заслуженный учитель Чувашской Республики". Учитель Янгорчинской СОШ награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за активное внедрение здоровьесберегающих технологий и большие результаты в физическом воспитании детей, 1 учитель награжден нагрудным знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации", 2 получили Почетные грамоты Министерства образования РФ., работает 1 отличник народного образования, немало педагогов награждены Почетными грамотами МО ЧР, РОО.
Работает МО учителей физической культуры. Руководит этой работой учитель высшей категории Калининской СОШ Михайлов А.Ф.. На заседаниях МО рассматриваются актуальные вопросы преподавания предмета.
В школах района обращается внимание на выполнение рекомендаций письма МО РФ от 28.04.03 г. №13-51-86-13 "Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений", проводится мониторинг этой работы. Во всех школах регулярно проводятся физкультминутки на уроках в начальных классах, подвижные игры, организована утренняя гимнастика.
В районе с 1 сентября 2002 г. обеспечено проведение обязательных уроков по образовательной области "Физическая культура" не менее 3 часов в неделю. А в Вурманкасинской ООШ уже более 5 лет во всех классах, кроме 1-ого, проводятся 5 уроков физкультуры в неделю (в 1 классе - 3 урока). Увеличение количества уроков физкультуры достигнуто за счет объединения двух классов на занятиях по физкультуре (такое право дано согласно письма Департамента общего среднего образования МО РФ от 14.05.99 г. №717/11-12). Это в условиях малокомплектных школ. Опыт этой школы рекомендован для внедрения в другие школы района, он нашел применение.
Творчески подходят к преподаванию своего предмета учителя физической культуры этой школы Ефимов В.Г. и Ефимов Г.Г. В школе нет спортивного зала, и для проведения уроков физической культуры используется неплохо оборудованная спортивная площадка. Разработана и утверждена «Комплексная программа физического воспитания учащихся». Эта программа включает в себя все формы школьной физической культуры, составляющие целостную систему. Использование разнообразных форм урочных и внеурочных занятий физической культурой и спортом позволяет достигать оптимального объема двигательной активности учащихся этой школы в зависимости от возраста. Спортсмены школы регулярно участвуют на районных соревнованиях, показывают неплохие результаты – ниже 2 места ни на одном соревновании, кроме футбола, не имеют. Для стимулирования спортсменов всего класса в школе проводятся конкурсы «Лучший спортсмен школы» и «Самый спортивный класс». Выпускается школьная спортивная газета.
Хочется отметить уроки А.К. Степанова ("Заслуженный учитель ЧР", Янгорчинская СОШ). Используя современные методы проведения уроков (фронтальный, групповой, соревновательный), технические средства, нестандартное оборудование, он добивается высокой моторной плотности уроков, интенсивности занятий, трудолюбия и высокой дисциплины учащихся, что способствует повышению физической подготовки школьников. Учитель особое внимание уделяет физическому воспитанию учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Для всех учащихся этой категории организованы специальные занятия по физической культуре. Достаточно хорошо налажена в школе и внеклассная работа по физической культуре и спорту. Ежемесячно проводятся Дни здоровья и спорта, в которых принимают участие почти все учащиеся. Учащиеся посещают различные спортивные кружки и секции. Волейбольная команда девушек три десятилетия подряд становится победителем районного первенства.
Хорошо поставлена спортивно-массовая работа в Малояушской СОШ, где все спортивные мероприятия отличаются активным участием школьников, учителей и родителей. Ежегодно проходит спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». К этому мероприятию учащиеся и родители готовятся в течение года. (В этом большая заслуга принадлежит учителю Павлову Н.Д.. Ученик Павлова Н.Д. Емельянов Александр (9 кл.) в прошлом году был Президентским стипендиатом за успехи в спорте.)
Хорошие успехи отмечаются в этом направлении в Калининской СОШ. В школе разработана система организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на уроках и во внеурочное время. Учителя школы активно используют здоровьесберегающие технологии, работая по междисциплинарной программе «Здоровье» Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ. Много внимания уделяется здоровью на уроках ознакомления с окружающим миром (начальные классы), биологии, ОБЖ, экологии, химии, литературы и др.. На уроках математики санитарно-гигиеническое обучение осуществляется в процессе решения задач с использованием материалов из газет и журналов «Здоровье», «Здоровый образ жизни» (Темы «Проценты» Павлов А.М. и «Прогрессия» Иванова Л.А. и др.). Разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий по здоровому образу жизни учителей Ласкиной Г.В., Максимовой А.А., Матвеевой М.В., Ласкиной Л.Н. представлены на районные, республиканские конкурсы. Участвуя в республиканском конкурсе «Школа года» в номинации "Школа здоровья", она заняла III место. Значительный вклад в эту победу вложил учитель физкультуры Михайлов А.Ф. Учащиеся школы участвуют во всех районных соревнованиях и занимают призовые места. Они – участники многих республиканских соревнований. В составе сборной района по спортивному ориентированию (зимнему) на первенстве Республики Михайлова Анна (9 «А» класс) заняла в командном зачете 1 место, в личном – 3. Неоднократно успешно защищала честь республики на российских соревнованиях по легкой атлетике ученица 11 класса Макарова Татьяна. Она награждена дипломом и почетным знаком лауреата IX российского смотра физической готовности учащейся молодежи.
Управлением образования, администрациями школ осуществляется систематический контроль за состоянием преподавания физической культуры. Чаще стали выноситься вопросы физкультурно-оздоровительной направленности на обсуждение Совета РУО, педсоветов, совещаний при директоре.
Управлением образования 2-ой год в рамках республиканского конкурса организуется для учителей физической культуры конкурс «Мастер педагогического труда по внеучебным и внешкольным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работе».
Благодаря Дому детского творчества, в районе получили развитие теннисный спорт, спортивное ориентирование.
В 9 филиалах ДЮСШ функционируют отделения вольной борьбы, лыжных гонок, легкой атлетики и тяжелой атлетики - всего охвачено более 500 школьников. В этом году участвовали в 33 соревнованиях, из них - в 11 российского уровня. Воспитанница ДЮСШ Данилова Ирина заняла 1 место в Международном турнире по вольной борьбе среди кадеток в Германии и 3 место на Чемпионате Европы в Испании. Она - стипендиат Президента ЧР.
В различных кружках и секциях спортивной направленности в школах района занято 2400 (39%) учащихся 5-11 классов.
Заслуживает внимания привлечение к организации внешкольной спортивной работы спонсоров, попечительских Советов. Так, член ПС Вурнарской СОШ №2 - ОАО "Вурнарский завод смесевых препаратов" финансирует работу секции каратэ, тренирует футбольную команду подростков из ВСОШ №2, команда школы участвует во всех проводимых спортивных соревнованиях как отдельное структурное подразделение завода (цех). Занимая призовые места, школа получает денежные средства и спортинвентарь.
Обращаются школы и к отдельным спонсорам – бывшим выпускникам школ. Например, проживающий в г. Москве выпускник Ермошкинской СОШ Павлов подарил родной школе комплект спортинвентаря.
Ни один здоровый, физически развитый ребенок, не сможет стать полноценным и равноправным членом общества, если не овладеет специфическими для этого общества отношениями между людьми, той системой морали общественных идеалов, задач и способов поведения, которые позволили бы ему участвовать в жизни этого общества. Поэтому приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса становится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Уже в детском саду необходимы беседы и занятия, на которых дети учились бы размышлять над нравственной сутью каждого поступка.
В этих целях педагогами дошкольных образовательных учреждений района используется несколько направлений работы с детьми:
- духовно-образовательное (беседы, занятия, устные поучения и развлечения);
- воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы);
- культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты);
- нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы, территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).
За основу решения задач духовно-нравственного воспитания детей педколлектив детского сада №5 «Рябинка» взял художественное слово (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки), изобразительное искусство (знакомство с творчеством живописцев В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, посещение выставок). С детьми проводятся разнообразные игры (малоподвижные, дидактические игры - драматизации), различные тематические вечера эстетической направленности. В апреле с детьми средней и старшей групп интересно проведен праздник на тему «Русские и чувашские народы в песнях, танцах, играх и сказках». Музыкальный руководитель детсада Бобина В.М. на занятиях знакомит детей с классической музыкой, разучивает с ними русские и чувашские песни, хороводы, игры, пляски.
В ДОУ №3 «Ромашка» дети средних и старших дошкольных групп ежегодно к празднику «День пожилых людей» изготавливают различные поделки-подарки, выступают с художественными номерами перед находящимися на заслуженном отдыхе сотрудниками детского сада. В апреле в рамках Недели Добра проведена большая работа с сотрудниками и воспитанниками детского сада. С детьми прошел праздник Доброты: прозвучали стихи, песни, пословицы и поговорки. Педагоги детского сада вместе с воспитанниками приготовили небольшие подарки для проживающих в доме престарелых в д. Санарпоси, организовали для них благотворительный концерт.
Важную роль в воспитании и развитии общечеловеческих ценностей играют общеобразовательные школы. В последние годы особое внимание в школах стало уделяться воспитательному потенциалу учебного процесса, усилению воспитывающей функции уроков. Уроки литературы обладают особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств. С большой практической и методической пользой для коллег проведены уроки учителями русского языка и литературы Нараткиной Г.В., Буславской М.В., Сероженко Л.А. (Вурнарская СОШ №1), Горбуновой Е.Н. (Вурнарская СОШ №2), Максимовой А.А. (Калининская СОШ), Кузьминой Н.И. (Вурманкасинская ООШ), Скворцовой Т.В. (Шинерская СОШ), учителями чувашского языка и литературы – Степановой Р.Т. (Шинерская СОШ), Васильевой Е.В. (Янгорчинская СОШ) и др., которые в процессе анализа литературных произведений, освоения теории литературы формируют у учащихся гуманистическое мировоззрение, этическую культуру, показывают образцы нравственного поведения, духовной культуры личности.
Большую воспитательную направленность имеют уроки учителей: истории – Алексеевой Т.А. (ВСШ №2), Малицкой И.Н. (ВСШ №1); Егоровой И.Г. (Абызовская СОШ); биологии, химии – Романовой И.П. (Абызовская СОШ), Егоровой Г.И. (Санарпосинская СОШ), географии – Васильевой Л.Ф. (ВСШ №2), изобразительного искусства и черчения – Стеклова В.Ф. (ВСШ №1), Сергеевой Л.Г. (ВСШ №2), музыки – Кузнецова А.Д. (ВСШ №1), Сергеева В.М. (Кольцовская СОШ), начальных классов – Алексеевой Н.Н. (Б-Яушская СОШ), Соловьевой Н.П. (Т-Сярмусская СОШ), иностранных языков – Николаевой Л.М. (ВСШ №1), Петровой Е.Г. (Т-Сярмусская СОШ).
Духовно-нравственное воспитание школьников осуществляется и в процессе внеклассной работы. В школах разработана система внеурочной воспитательной работы в данном направлении. Организованы семинары для классных руководителей, на которых рассматриваются такие вопросы, как «Классный час, каким он должен быть?», «Ученическое самоуправление в школе», «Диагностика успешности воспитательной работы», «Толерантная и интолерантная личность» и т.д.
Вошло в традицию проводить такие праздники, как День знаний, Праздник Урожая, День Учителя, новогодняя елка, вечер встречи с выпускниками, День пожилых, День Здоровья и т.д.
Наряду с традиционными мероприятиями педагоги в своей работе стали применять новые формы. На высоком методическом уровне организованы классными руководителями Абызовской СОШ открытые внеклассные мероприятия:
- деловая игра «Культура взаимоотношений мальчиков и девочек» (Петрова Н.А., 6 класс);
- классный час-размышление «Познай самого себя» (Троицкая В.П., 9 класс).
В практику работу классных руководителей Азимсирминской СОШ Ильиной Л.Н., Ежова В.И. вошли круглые столы, деловые тренинги, устные журналы, творческие вечера, встречи с интересными людьми. Заместителем директора по воспитательной работе Андреевой П.Х. разработана и проходит апробацию программа воспитательной работы в данной школе. Стерженью программы является патриотическое воспитание детей в течение всей школьной жизни. Она направлена на формирование гуманистической личности, способной к самореализации и саморазвитию, утверждение общечеловеческих ценностей. Промежуточные результаты работы по данной программе обсуждены на районной конференции классных руководителей в январе 2004 года.
Успешно работает районная программа «Формирование установок толерантного сознания учащихся».
Проведенные в рамках районного смотра-конкурса «Учитель года – 2004» воспитательные мероприятия учителей школ района позволили пополнить методическую копилку педагогов района.
Важнейшим звеном системы воспитания является районный Дом детского творчества.
Педагоги Дома детского творчества стремятся сделать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщить к истинным ценностям - нравственным и духовным, помогают развить способности и дарования школьников.
Важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании имеют изобразительное искусство и прикладное творчество.
На занятиях в объединениях «Забавные краски», «Мир игрушки», «Вязание», «Сувенир». «Мягкая игрушка» школьники становятся не только участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей, но и вместе с педагогами добиваются побед.
Участник кружка «Забавные краски» (педагог Порфирьева Л.П.) занял 2 место в Республиканском конкурсе рисунков «Первоцвет».
Приоритетное направление в деятельности Дома детского творчества – развитие детского туризма и краеведения. Туризм - не только интересный и приятный вид активного отдыха, но и действенное средство воспитания. Для расширения охвата
туризмом школьников педагогами Дома детского творчества проведена учеба районного актива «Туристскими маршрутами», турслет, обучающее занятие по спортивному ориентированию.
Объединения «Туризм», «Спортивное ориентирование» имеют заслуги: 2 место - в командном зачете в группе 18 лет, 3 место - в группе 16 лет в республиканских соревнованиях по спортивному ориентированию, 1 место - в республиканских соревнованиях «Зимние старты»
Туристско-краеведческая деятельность целенаправленно формирует ценностное отношение подрастающего поколения с позиции добра, истины, красоты.
В объединении «Краевед» учащиеся знакомятся с наследием родного края, приобретают навыки экскурсионной работы, изучают историю поселка и района, занимаются исследовательской археологической работой, изучают недра земли, встречаются с интересными людьми поселка, проводят тематические экскурсии «Культура и быт чувашского народа», «Исторические места поселка Вурнары», «Великая Отечественная война и судьбы людей», занимаются научно-исследовательской работой. Участвуя в 5 Всероссийском историческом конкурсе старшеклассников «Человек в истории. XXI век», работа Шарипова Тимура «Чувашский Лядумег или история обгоревших грамот» вошла в число лучших работ.
К 60-летию Победы участники объединения «Краевед» собирают материал о партизанском движении, ведут поисковую работу.
Итогом проделанной работы является успешное ежегодное участие в республиканском слете туристов, краеведов, экологов. Два года подряд команда краеведов занимает 1 место, обеспечивая себе участие во Всероссийском слете. В этом году они заняли 2 место во Всероссийском слете краеведов в г. Ярославле.
Приобщение детей к трудовым и ратным традициям, культурному наследию родного края происходит через школьные музеи. В районе действуют 7 паспортизированных музеев:
- Музей Боевой и Трудовой славы Болыпеяушской СОШ;
- краеведческий музей Большеяушской СОШ;
- историко-краеведческий музей Бурдасинской СОШ;
- военно-патриотический музей Малдыкасинской ООШ (д.Ямбахтино);
- краеведческий музей Абызовской СОШ;
- музей при Ойкас-Яндобинской ООШ;
- историко-краеведческая комната в Хирпосинской ООШ.
Школьные музеи располагают богатым материалом в изучении истории родной земли, истории Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, что является важнейшим средством в воспитании у детей и подростков патриотизма.
Фонды школьных музеев пополняются, экспонаты используются при прохождении учебного материала. В музеях проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, «Уроки мужества», тематические экскурсии.
Растет интерес к национальной культуре, народным промыслам, обычаям и традициям, целенаправленно ведется работа по изучению детьми истории малой родины.
Участники конкурса «Юный экскурсовод», разрабатывая, защищая свою экскурсию по теме «Великая Отечественная война и судьбы людей», стремились не только поделиться приобретенными знаниями, но и выразили неравнодушное к ней отношение.
Большая поисковая работа проделана Вурманкасинской ООШ,
Большеяушской СОШ, Тузи-Муратской СОШ, Азимсирминской СОШ, Санарпосинской СОШ, Янгорчинской СОШ, Апнерской ООШ, Вурнарской СОШ №2. Готовясь к конкурсу, ребята побывали у ветеранов Великой Отечественной войны, их родственников, собрали материал: письма, документы, награды. В ходе подготовки школьники глубже осознали беспримерный подвиг нашего народа. Эмоциональным чувством к экскурсии были окрашены многие исследования юных краеведов. Учащиеся делают не только свои маленькие открытия, но и выражают свою гражданскую позицию.
Повышению познавательного интереса к истории и культуре родного края, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств способствовала районная викторина «По родному краю». В викторине приняли участие учащиеся 22 учреждений образования. Лучшие знания показали учащиеся Вурнарской средней общеобразовательной школы №1, на 2 месте - команда Тузи-Муратской СОШ, 3 место заняла команда Чарклинской ООШ.
Экологическое воспитание является составной частью общей культуры каждого гражданина, формирует личность.
В том, что ребята серьезно озабочены проблемами окружающей среды, показал Слет юных друзей природы. Убедительно звучали выступления экологических агитбригад. Это были не просто громкие слова, школьники предлагали конкретные меры по улучшению экологической обстановки. Ярко, интересно, с использованием разных жанров художественного творчества прошли выступления. Незабываемые впечатления оставила выставка работ из бытовых отходов. Пластиковые бутылки, фантики, коробки от конфет обрели новую жизнь.
Мощным средством развития личности являются детские школьные организации, в содержании деятельности которых сохранились сложившиеся традиции социально-значимой коллективной деятельности: трудовые акции, работа отрядов «Милосердие», природоохранительная, поисково-краеведческая, оздоровительная работа.
Участвуя в республиканском фестивале детских общественных организаций, детская организация «Радуга» Вурнарской средней общеобразовательной школы №2 заняла 2 место в номинации «Милосердие».
Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. Ученическое самоуправление расширяет возможности гражданского и личностного самоопределения.
Формы ученического самоуправления в учреждениях образования района разнообразны: Советы дела, советы старшеклассников, парламент, школьная Дума. Органы самоуправления расширяют возможности гражданского и личностного самоопределения, участвуя в планировании воспитательной работы, организации досуга и трудовых дел, осуществляя контроль за порядком в школе.
В районном конкурсе моделей ученического самоуправления приняли участие 8 школ. Лучшие модели представлены Абызовской и Азимсирминской СОШ.
Одним из обязательных результатов гражданского и патриотического воспитания является социальная активность учащихся, когда они свои знания, умения, ценностные ориентации применяют в деятельности, социальной практике. Районный этап Всероссийской акции «Я - гражданин России» дал возможность подрастающему поколению попробовать свои силы в реальных делах. Добиваясь реализации своих проектов, ребята взаимодействовали с властными и общественными структурами, учились реализовывать свои гражданские права и обязанности, пытались сдвинуть с мертвой точки острые проблемы. Наиболее значимыми стали проекты: «Цвети, моя деревня!» (Большеяушская СОШ), «Проблема сектантства» (ВСОШ №1, ВСОШ №2), «Не пройти, не проехать» (Абызовская СОШ), «Проблемы окружающей среды» (Тузи-Муратская СОШ). Команда Абызовской СОШ успешно защитила свой проект в республиканском этапе акции, она награждена грамотой в номинации «Благородство души».
Содержание воспитательной работы в конкретной школе во многом зависит от личности старшего вожатого, его интересов, склонностей и способностей, нравственно-педагогической позиции. Районный конкурс «Вперед, вожатый!» выявил лидера. 1 место по итогам всех конкурсов заняла старшая вожатая Калининской средней школы Васильева Т.О., ей присвоено звание «Вожатая года». Конкурс показал, что детям всегда будет интересно в школе, если у них есть друг, советчик в лице старшего вожатого.
Стало традицией проведение фестиваля детских школьных организаций, где подводятся итоги работы в течение года. Это большой праздник, дающий возможность каждому участнику раскрыть свои творческие способности, самореализоваться.
Заслуживает положительной оценки деятельность детских организаций Алгазинской СОШ, Калининской СОШ, Кольцовской СОШ, Абызовской СОШ, Тузи-Сярмусской СОШ, Вурманкасинской ООШ, ВСОШ №2, Кюльхиринской ООШ.
Активизировалась работа детских организаций и в других школах.
Немаловажная роль в формировании духовно-нравственных качеств личности, основ культуры здоровья отводится районному центру диагностики и консультирования. Центр направляет работу постоянно действующего семинара социальных педагогов, психологов.
Основное направление в работе центра – психологическая помощь детям. В ходе ролевых и деловых игр, дискуссий, как «Стол переговоров», «Твой ответ обществу», «Школа волшебников», разрешаются проблемные ситуации, связанные с отвержением ребенка другими детьми из-за этнических представлений, особенностей внешности и т.д., у ребенка развивается вера в свои силы, способность сопереживать, сочувствовать.
Другое направление в работе центра диагностики и консультирования - это сохранение и укрепление здоровья детей. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных методов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.). В 2003\04 учебном году проводились и пользовались интересом у подростков тренинг по профилактике социально - дезадаптивного поведения у подростков "Мой выбор", тренинг для девочек " А если это любовь?".
Центром ведется активная пропаганда здорового образа жизни, антинаркотическая и антиалкогольная пропаганда. Совместно с ЦРБ и РОВД организованы лекторские группы по этой проблеме. Организован " почтовый ящик" для вопросов, интересующих подростков, " Час нарколога" для детей, склонных к употреблению психоактивных веществ, проведено анкетирование учащихся на предмет употребления психоактивных веществ и табакокурения.
Большой отклик среди учреждений образования вызвало объявление Президентом Чувашской Республики 2004 год Годом молодежи и здорового образа жизни. Педагогическими коллективами школ района разработаны мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, духовно-нравственному воспитанию молодёжи и детей.
Среди них можно назвать следующие мероприятия:
- акция «Молодёжь против наркотиков» и «Мы – за здоровый образ жизни», в рамках которых проводятся конкурсы плакатов и рисунков, классные часы по теме «Здоровое тело – здоровый дух», встречи учащихся с врачом-наркологом, помощником прокурора района, и т.д.
- круглые столы по проблемам наркомании, курения и алкоголизма;
- месячники правовых знаний;
- «Неделя добра», в рамках которой прошли уроки добра, оказана шефская помощь детским образовательным учреждениям, ветеранам войны и труда, многодетным и малообеспеченным семьям, проведена экологическая акция по уборке и озеленению территорий и т. д..
В формировании основных норм морали, поведения в обществе ребенка большое значение имеет пример родителей. Поэтому в повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча в детских образовательных учреждениях проводятся :
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- совместные праздники детей и родителей на тему «Его Величество – Этикет»;
- конкурсы для родителей и выставки поделок «Наши руки не для скуки»;
- стенды для родителей, папки-передвижки по духовно-нравственному воспитанию в семье.
В общеобразовательных школах используются традиционные родительские собрания (школьные, классные), родительские конференции. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: собрание-диспут, семейная гостиная, вечер вопросов и ответов, тренинг для родителей, встреча за круглым столом и другие. Заметно стала меняться и тематика педагогического просвещения.
Так, в Чирш-Хирлепской ООШ работает дискуссионный клуб для родителей, интересно и содержательно проведен с родителями тренинг «Эффективные методы положительного воздействия на ребенка», «Знаем ли мы своего ребенка?». В этой школе также практикуются открытые классные часы по теме: «Здоровый образ жизни – основа в воспитании подрастающего поколения» с приглашением родителей.
В Азимсирминской школе проводится диагностирование с целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе.. На родительских собраниях с родителями проводятся анкетирование и тестирование по темам «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?», «Родители о своем ребенке».
Большое воспитательное значение имеют проводимые в Хирпосинской ООШ семейные гостиные, куда приглашаются родители учащихся. На этих занятиях ученики выступают с сообщениями на тему, показывают архивные документы, рассказывают о реликвиях своей семьи – о дедушкиной царской грамоте, о мамином свадебном платье, о бабушкином сундуке… Дети учатся ценить вещи не за их цену в денежном выражении, а за память о ком-то, т.е. дают духовную оценку.
Во многих учреждениях образования родители привлекаются к проведению совместных праздников, спортивных соревнований, выставок, творческих работ, кружков по интересам, спортивных секций, экскурсий.
Таким образом, при всем многообразии нашей внеурочной и внеучебной деятельности необходимо в заключении ещё раз подчеркнуть следующее.
Постоянно важно помнить: в центре воспитательного процесса всегда находится конкретный ребенок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Место учителя, и в первую очередь, классного руководителя, рядом с воспитанником, чтобы помочь, посоветовать, оградить, защитить. Качество воспитания определяется не объемом проводимых мероприятий, а качеством отношений между детьми, взаимоотношений их с окружающими и взрослыми, в том числе, с учителями.
 
Начальник Вурнарского РУО, МП, ФКиС Л.А. Никифорова
        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика