Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Работа Элле Александры

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

XIX городская научно-практическая конференция школьников

Девять миров древних скандинавов

Доклад

Автор:

Элле Александра Дмитриевна, ученица 10 класса средней общеобразовательной школы № 54.

Научный руководитель: Султаева А.В., учитель высшей категории.

Чебокары, 2004 год

План доклада

Введение

1. Рождение скандинавских миров, их описание и краткая характеристика
2. Место и назначение каждого из них в единой системе мироздания
3. Мировое дерево - символ, объединяющий все сферы космоса
4. Карта "Древняя Скандинавия". Воссоздание картины мира по сканди-навским мифам
Заключение
 
 
 
Предмет нашего исследования - скандинавская мифология, точнее та ее часть, которую принято называть космогоническими мифами. Это мифы о рождении мира, космоса в целом и отдельных его частей, объединенных в единую систему.
Скандинавские космогонические мифы привлекают полетом фанта-зии, разнообразием мифических образов, скрытым смыслом, нравствен-ными установками, наивностью и рассудительностью одновременно.
Проделав определенную работу, мы попытались воссоздать картину скандинавского мира, чтобы увидеть его таким, каким видели его создате-ли мифов. А они полагали, что их мир - это совокупность девяти миров, каждый из которых имеет своих обитателей и играет определенную роль в единой системе мироздания.
 
Цель нашей работы:
 
По космогоническим мифам воссоздать картину скандинавского ми-ра и отразить ее в карте "Древняя Скандинавия".
 
Задачи:
 
1. Описать рождение скандинавских миров и дать им краткую харак-теристику.
2. Определить место каждого из них в единой системе мироздания.
3. Раскрыть роль Мирового дерева в процессе мироздания. Провести мифологические параллели.
4. Создать карту "Древняя Скандинавия".
 
Таким образом, в нашей работе сделана попытка самостоятельно ра-зобраться проблеме мироздания, которая, как нам кажется, представляет научный интерес. Свой доклад я назвала "Девять миров древних скандинавов"
Научных исследований по скандинавской мифологии на русском языке очень мало. Поэтому наша работа основана на источниках (сканди-навские мифы) и справочной литературе.
Это, прежде всего сборник мифов для детей "Голубая роза". Соста-вители сборника В.Г.Афанасьева и Д.В.Бужинский включили в него самые интересные скандинавские мифы, в том числе миф "Создание мира". Мы изучили также мифы, которые обработал и пересказал для детей Ю.Светланов, из учебника по литературе для учащихся гуманитарных классов "Глаголъ и Добро". В частности - мифы "Асгард и асы", "Дети Локки" и др.
В этом же учебнике мы нашли извлечения из поэтического сборника мифологических и героических "песен" второй половины 13 века "Стар-шая Эдда", которые тоже использовали в нашей работе.
Неоценимую помощь в исследовании нам оказали словари и энцик-лопедии. Это энциклопедия "Мифы народов мира" в двух томах, где в статье по германо-скандинавской мифологии дается общий обзор скандинавских мифов и мифических образов и откуда мы скопировали изображение картины мира, нарисованной в 5-6 вв. древними художниками на памятном камне с о.Готланд.
Интересную информацию о Мировом дереве в системе мироздания других народов мы нашли в "Мифологическом словаре", справку о теории микрокосма получили в "Советском энциклопедическом словаре", Розу ветров искали в "Географическом атласе мира".
О космогонических представлениях древних чуваш мы узнали из учебного пособия "Культура Чувашского края".
Кроме того, некоторую информацию о девяти скандинавских мирах мы нашли в Интернете, в библиотеке Luksian key.
Актуальность нашей работы состоит в том, что она дает возмож-ность понять мир древнего человека, уровень его мышления, его чувства и представления. Изучая мифы, мы изучаем свое прошлое. А знание про-шлого необходимо нам для понимания настоящего и будущего, для само-оценки и самопознания.
На протяжении многих веков мифы привлекали и привлекают вни-мание художников, поэтов, композиторов. Используя мифические сюжеты, они пытаются более полно и ярко донести до современников новые идеи, новые мысли, подчеркнуть значимость традиций, красоту мифических об-разов. Без знания мифов мы не сможем понять картины художников, сю-жеты опер, поэтические произведения.
 
I. В скандинавской мифологии бытует представление о девяти ми-рах, о девяти сферах мироздания. Но почему их девять, а не семь или во-семь? О них говорится в первой песне "Старшей Эдды" - "Прорицание вёльвы". Оказывается, это не случайно. В энциклопедии "Мифы народов мира" мы нашли объяснение: "девять - условное постоянное число в скан-динавской мифологии, так же как число три, которое лежит в его основе".1 Например, Один, похитивший "мед поэзии" у великанов, был наказан тем, что пронзенный копьем, девять дней провисел на Мировом дереве. Число девять часто повторяется и в других мифах.
Девять миров - это итог долгого процесса творения мира, который противопоставляется первоначальному Хаосу. "Сначала не было ничего: ни земли, не неба, ни песка, ни холодных волн".2 Правда до начала творе-ния мира уже существовали две страны, два мира: Муспельхейм - страна Огня, и Нифельхейм - царство Туманов. Мифы ничего не говорят о том, когда и как они появились. Известно только, что страна Огня лежала к югу от бездонной Черной Бездны, а страна Туманов - к северу от нее.
В Муспельхейме живут сыны Огня. Здесь все горит, все охвачено пламенем. Нет туда доступа никому, кто там не рожден. На краю Муспел-ля сидит великан Сурт, дочерна обуглившийся от жара. Огненным мечом грозит он всякому, кто порывается войти сюда.
В стране Туманов никто не живет. Здесь царствуют холод и мрак. Но однажды в стране Туманов забил мощный источник - "Кипящий котел". Вода этого родника была ядовитой, так как родилась она во тьме и мраке. Широко разливаясь, стекая в Бездну, вода стала замерзать. "Яд выступил наружу росой, и его прихватило морозом. Сделался иней и стал слой за слоем заполнять Бездну Гинунгагап".3 Глыбы льда росли и все ближе при-двигались к царству Огня. Соприкоснувшись, лед и пламя дали начало первому живому существу - великану Имиру. Из капель пота его появи-лись сын и дочь, от них и пошло племя Хримтурсов - инеистых великанов.
Именно с Имира и начинается процесс творения мира.
А далее события развертывались так: чтобы прокормить Имира и его потомство, на свет появилась корова Аудумбла, которая, вылизывая ледя-ные глыбы, создала первое божество - Бури. Его внуки, молодые боги Один, Вили, Ве, недовольны были тем миром, который рождался на их глазах и которым управлял злобный Имир. Они начинают борьбу с Ими-ром и побеждают его. Именно после этого боги начинают устанавливать свой порядок, свои законы, создавая мир по своему разумению. Материа-лом для мироздания становится тело Имира. "Имира плоть стала землей, стали кости горами, небом стал череп холодного турса, а кровь его морем", - говорится в "Старшей Эдде". 4
Из ясеня и ольхи боги "вырезают" первых людей - Аска и Эмблу и определяют им и их потомкам место жительства - "серединную землю" - Мидгард, предварительно отгородив ее от остальной земли.
Так появляется третий скандинавский мир - мир людей, Мидгард. Боги научили людей ремеслам, упорядочили их жизнь, дали им законы и зорко следили за тем, соблюдают ли их люди. Они помогали им и защища-ли их. Но в то же время здесь, в Мидгарде, боги разместили в равных количествах "Добро" и "Зло", чтобы люди имели право выбора.
Четвертый мир был устроен для великанов, так как не все из них погибли, утонули в крови Имира. Инеистые великаны, хримтурсы, таким образом исчезли, но сохранились другие, не такие "ядовитые", но тоже злобные и опасные для людей и богов. Им отвели место на северо-востоке, на самом краю земли, на берегу океана. Великанов назвали ётунами, а их мир - Ётунхеймом (Йотунхейм). Среди них были великаны-волшебники. Они создали для себя королевство Утгард.
Ётуны постоянно угрожают людям и богам. У богов они стремятся отобрать прекрасных богинь и власть над миром, у людей - отвоевать землю. И только сила и волшебный молот Тора защищает тех и других. Обра-зы великанов показались нам интересными. Какие природные силы или стихии зашифрованы в их облике? Почему их страна расположена на северо-востоке от Мидгарда? Ответы, точнее намеки, мы находим в самих мифах. Так, хримтурсы возникли из ядовитого инея, можно сказать, снега. А ётун Тиаци в мифе "Похищение Идун" называет себя "повелителем зимних бурь".5 Следовательно, можно предположить, что враги людей - великаны - это воплощение грозных стихий Севера - морозов, метелей, снеж-ных бурь. Заглянем в "Географический атлас мира" и посмотрим на Розу ветров в этом регионе. Оказывается, что даже в июле, в разгар лета, на Скандинавию дуют арктические ветры и географически их центр располо-жен как раз на северо-востоке от Скандинавии.6
Пятый и шестой миры появились так. Однажды боги-творцы, Один и его братья, копали землю в поисках железной руды. И нашли в ней червей. Сначала они хотели их просто уничтожить. Но Один сказал: "Мы населили только поверхность земли, но забыли про ее недра. Давайте сделаем из них гномов, или черных эльфов, и дадим им под власть подземное царство, которое будет называться Страной черных эльфов".7 Но оказывается, боги не заселили еще и воздушное пространство. Поэтому решили одних червей превратить в черных эльфов, или гномов, или цвергов, а других - в светлых эльфов и поселить их в воздухе между землей и Асгардом, в Стране светлых эльфов. Так созданы мир гномов Свартальфхейм и мир эльфов Лайтальфхейм.
Гномы - цверги - хранители земных сокровищ, искусные ремесленники, изготовившие для богов волшебные вещи: золотые волосы для Сив, молот для Тора и т.д. Они - советчики и помощники людей, но иногда бывают им враждебны. Цверги изготовили священный мед поэзии, а четверо из них, "названные по странам света Нордри ("северный"), Судри ("южный"), Аустри ("восточный"), Вестри ("западный") поддерживают небо по четырем углам земли".7 Черные эльфы - это духи земли. А светлые эльфы, маленькие человечки с крылышками за спиной, стали украшать поверхность земли. Это духи воздуха, атмосферы. Они научились выращивать самые красивые цветы, они музыканты и ткачи, а их мир - это воздушное пространство, которое обнимает землю. Светлые эльфы хорошо знакомы нам по сказкам (например, по сказке Г.Х.Андерсена "Дюймовочка").
Следующие миры боги устроили для себя. Скандинавские боги принадлежат двум племенам: асам и ванам. Асы - это боги-творцы и их потомки. Ваны более низкие по происхождению божества, это боги плодородия.
Высоко в небе асы построили свой мир и назвали его Асгардом ("крепость асов"). Чуть ниже, ближе к земле расположился Ванахейм - страна ванов.
Высоко-высоко над облаками лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост (люди называют его радугой) связывает его с землей.
Кроме Одина, отца асов и мудрейшего из них, в Асгарде живут еще 12 богов. Все они представлены в мифах, как патриархальная община, возглавляемая Одином. Один - олицетворяет власть, мудрость, Тор - громовник, главный борец с великанами и мировым змеем, Тюр - покровитель поединков и войны, Хеймдалль - страж богов и Мирового дерева, Бальдр - бог весны, Локи - плут и насмешник - посредник между богами и велика-нами и т.д. Среди богинь следует выделить Фригг (жена Одина), Фрейю (богиня любви и красоты), Сив (жена Тора и богиня плодородия), Идун - хозяйку молодильных яблок. Сотворив мир и благоустроив его, асы, каза-лось, могли бы жить в покое и в радости. Но покоя-то у них и не было. Не зря они назвали свой мир "укрепленным местом асов". Они боятся напа-дения и готовы защищаться. От кого? Прежде всего, от великанов, которые не дают им покоя. Кроме того, сначала у них складывались плохие отно-шения с ванами, богами другого племени. Между ними даже была война, первая война, которая все-таки закончилась миром и обменом заложника-ми. Но постепенно началось сближение асов и ванов, и в итоге стало фор-мироваться единое племя богов. Но по старинке было принято, что ваны живут у себя, в мире Ванахейм, а асы у себя, в Асгарде. Сравнивая Скан-динавских богов с богами других народов (Индии, Греции и др.), невольно обращаешь внимание на сходство образов и мифических сюжетов. Тор на-поминает индийского Индру, Локи - греческого Гермеса. У обоих - кры-латые сандалии для скоростного передвижения. А наказание Локи, факти-ческого убийцы Бальдра, напоминает нам о прикованном к скале Проме-тее. Скандинавский миф о том, как Один добывал мед поэзии, очень по-хож на индийский миф о добывании амриты - напитка бессмертия. Это понятно: ведь предки скандинавов, греков, жителей Индии были когда-то одним народом, и мифические сюжеты, появившиеся тогда, так и остались в памяти народов.
Интересно другое. Языческие боги большинства народов - бессмертны, в этом их главное отличие от людей. Правда, бессмертие они приобретают не всегда естественным путем, а с помощью амриты, нектара, амброзии и т.д. Нечто подобное есть и у скандинавов - молодильные яблоки Идун.
Но скандинавские боги, оказывается смертны. Прорицательница вёльва предсказывает им тяжелые времена - "сумерки богов" и их гибель, "гибель всего мира". Почему боги должны погибнуть? Мифы намекают: "Потому, что они нарушают обеты и моральные устои". Например, в мифе "Дети Локи" боги нарушают слово, данное волчонку Фенрису.8 Создатели мифов как бы внушают: никому не дозволено нарушать законы, установленный порядок, обеты. За нарушение - смерть, даже если ты - бог. "Закон превыше всего", - внушали своим соплеменникам создатели мифов.
И, наконец, девятый мир скандинавов - это мир Хель, подземное царство мертвых. Причем, на небеса, в Асгард, в своеобразный рай - "вальхаллу" - попадают только воины, павшие в бою, то в царстве Хель после смерти оказываются все остальные. Хель - старшая дочь Локи. С одной стороны, она изображалась как труп, с другой стороны, как прекрасная женщина. "Левая половина ее лица и туловища была красной, как сырое мясо, а правая - иссиня-черная, как беззвездное небо страны вечной ночи."9
Таким образом, девять скандинавских миров - это девять сфер мироздания ("девять планов бытия"), населенных живыми существами (за исключением мира огня и мира туманов) и занимающих определенное место в Космосе. (Приложение № 1).
II. Каково же оно? С нашей точки зрения, все ясно с самыми древними мирами Муспельхеймом и Нифельхейом. Они имеют прямое отношение к акту творения. С них все началось. И с позиции, как древнего че-ловека, так и современного, их существование оправдано.
Мидгард - страна людей - центр мироздания, главная его часть. Все остальные миры так или иначе соприкасаются с Мидгардом и в какой-то степени служат ему. Асгард - обитель высших сил, которые управляют миром, а черные и светлые эльфы, духи природы, ваны - боги плодородия - созданы для того, чтобы охранять природу, хранить земные сокровища, учить людей пользоваться ими. Все оправдано и все целесообразно в единой космической системе скандинавов, даже мир Хель, где человек и другие существа находят свой последний приют.
Но на наш взгляд, в жизни древних скандинавов девять миров имели двойное значение.
В Древней Греции, во времена философа Платона, существовало учение о микрокосме. По этому учению, человек - "это подобие, отражение, зеркало, символ Вселенной".10 Видимо, такое понимание человека шло из древности. Можно предположить, что и скандинавы считали, что каждый человек - это маленькая Вселенная, в которой тоже есть свои девять миров. Пристально вглядываясь в себя, они увидели, что их собственный Асгард - это обитель "духа, самой сокровенной части человеческой сущности".11 Мир эльфов - это царство Разума, интеллекта, воображения. Мидгард - это их повседневная реальность, место временного существова-ние их "Я". Муспельхейм, мир огня - это мир человеческих страстей, а царство Хель - состояние покоя, неподвижности, инертности, которые иногда овладевают человеком.
Следовательно, девять скандинавских миров - это, с одной стороны, составные части Вселенной, с другой стороны - это внутренний мир самого человека. Девять миров - это горизонтальная проекция мира, как бы горизонтальная опора Вселенной, и центр этой опоры по мифам - мир людей, Мидгард.
III. Девять миров существуют не сами по себе, изолированно друг от друга, как мы в этом уже убедились. Они - часть целого единого мира, и связующим звеном между ними является Мировое дерево - Иггдрасиль, дерево жизни и судьбы.
Иггдрасиль - это гигантский ясень.
В древности скандинавы строили свои дома у подножий могучих деревьев, чтобы крепкие стволы служили дому опорой. Они хотели устроить свои жилища подобно Вселенной: ведь посередине ее боги вырастили дерево, чтобы оно пронизало собой все девять миров и связало их воедино. Пророс ясень Иггдрасиль из нижних миров, ствол поддерживает страну людей Мидгард, а крона - выше небес. Мировое дерево, в данном случае Иггдрасиль, - это вертикальная проекция мира, вертикальна его опора, которая сначала соединяла три его части: верхний мир (небо), средний мир (земля) и нижний мир, а позднее - и все девять миров. Памятный камень с острова Готланд (5-6 вв.) сохранил для нас подобный вариант картины скандинавского мира.12 (См. приложение № 2).
Такое восприятие мирового дерева характерно не только для скандинавской мифологии. Мировое дерево и в мифологиях других народов - это символ мироздания, символ строения Вселенной. Согласно мифологиче-скому словарю13, он может воплощаться в виде собственно дерева, крона которого достает до небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол - опора среднего мира - земли. Но мировое дерево может быть в виде горы или мирового столпа.
Например, подобная модель устройства мира встречается у тюркоязычных народов. Так, в мифологии чувашей "одним из важнейших актов творения предстает создание космической опоры". В результате образует-ся два мира - верхний и нижний. Различаются горизонтальная (земная твердь) и вертикальная (Ама ту - "Мать гора" и Ама йывaс - мать-дерево") космические опоры.14 Мир считался состоящим из семи слоев: трех небесных, земного и трех подземных. На последнем подземном слое помещается подземный мир. То есть у чувашей в структуре мира есть и мировая гора, и мировое дерево, растущее на ней. Причем у мирового дерева, на вершине горы, есть молочное озеро, возле которого живут боги и находится "рай" для праведников. С мировым деревом и у скандинавов, и у чувашей связана определенная группа животных: на верхушке живут птицы, у ствола - олени и другие животные, у корней - жабы, змеи.
В кельтской мифологии вертикальной космической опорой тоже является Мировое дерево - дерево Мира. С ним связан источник подземного мира. На его берегу растет орешник, роняющий в его воды свои плоды. Тот, кто отведает их, станет необычайно мудрым. Горизонтально, в Океане, располагаются различные земли: Потусторонний мир, острова Блаженных, где остановилось время, царствуют изобилие и молодость, Великая земля, Земля жизни, Земля женщин и т.д.15
Мировое дерево Цокшин есть в тибетской мифологии, Ашваттха - в индийской. И подобных примеров можно привести множество. Следова-тельно, Мировое дерево в мифологиях многих народов было универсальным символом Вселенной.
Чем же можно объяснить такое совпадение? На наш взгляд, все дело в особом мифологическом мышлении древних людей, в похожих условиях жизни, в природе, среди которой жил человек.
То есть похожая среда обитания рождала похожие мифологические образы. Кроме того, были, наверное, и заимствования у соседей, а у индо-европейских народов сохранились воспоминания о тех временах, когда они были одним племенем.
Скандинавский Иггдрасиль обладает необычайными свойствами: "хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нем все цветы и все семена, а в ветвях живут все звери и птицы, оттуда они сходят на землю, чтобы ро-диться".16
 
"Три корня растут
на три стороны
у ясеня Иггдрасиль:
Хель под одним,
под другим исполины,
и люди под третьим."17
 
Страшный дракон Нидхегг и змей в подземном царстве гложут корни Иггдрасиля, стараясь погубить его, зная, что вместе с ним погибнет весь мир и сами боги. У корней Мирового дерева бьют три источника. И здесь мы встречаемся с разночтением. Одни мифы говорят, что первый источник бил в мире Хель, другие - в стране Туманов. Второй источник находится в Мидгарде и около него живут вещие норны - богини судьбы. Их три: Урд (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее). Они определяют судьбы людей с первого дня их жизни и до самой смерти.
Третий источник течет в Йотунхейме. Это источник мудрости. Грозный великан Мимир охраняет его. Однажды, еще в молодости, пришел к нему Один и попросил разрешения напиться из его источника. "Ничего не дается даром, а особенно ум", - ответил Мимир.18 Пришлось Одину отдать ему свой правый глаз.
Итак, образ Мирового дерева в скандинавской мифологии многофункционален. Это дом родной для всех животных, птиц, цветов, семян. Здесь они рождаются, а затем сходят на землю, чтобы распространиться по всему белому свету. Но главное - это космическая опора, мировой столп, на котором держатся все остальные миры и который занимает центральное место в системе мироздания скандинавов.
Следовательно, девять скандинавских миров и ясень Иггдрасиль - это модель устройства мира, Вселенной, как ее представляли древние скандинавы.
В основе их мира находятся две пересекающися космические опоры: горизонтальная (девять миров, занимающих определенное место в пространстве и сориентированные по сторонам света) и вертикальная - Миро-вое дерево (ясень Иггдрасиль), объединяющий эти миры в одно целое. Центр их пересечения - земля (Мидгард).
IV. На основе полученных данных нами была сделана попытка вос-создать картину скандинавского мира в карте "Древняя Скандинавия" (Приложение № 3).
На карте мы видим две космические координаты, лежащие в основе мира (горизонтальную и вертикальную). Все девять миров заняли свое место в пространстве. Мировой океан окружает землю и другие миры. Вторая дочь Локи, страшная змея Йормундгад, опоясала землю, не давая ей утонуть в Океане.
Сама земля, ее горы, реки, небо - это части тела великана Имира. Кстати, в мифологиях многих народов повторяется мотив создания раз-личных частей Вселенной из частей тела живого существ. Например, в индийской мифологии - это Пуруша, в китайской - Пань-гу, в вавилонской - Тиамат, в ацтекской - богиня земли и т.д.
Четыре гнома, поддерживая небесный свод, указывают четыре стороны света - север, юг, восток, запад.
Над всем миром раскинуло свои ветви Мировое дерево. Красивый мир создали скандинавы, хорошо "потрудились" их боги. Ради чего? Что же было их конечной целью?
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Мир, созданный воображением древних скандинавов, - это слож-ный мир, что говорит о достаточно высоком интеллектуально-культурном уровне его создателей.
2. В своем видении мира скандинавы не были оригинальны. Похожее устройство Вселенной мы встречаем в мифологии других народов, что можно объяснить сходной средой обитания, которая рождала похожие ми-фологические образы.
3. Цель мироздания, с точки зрения скандинавов, - создание Земли, мира людей, который и является центром Вселенной.
На наш взгляд, не сознавая этого, авторы скандинавских мифов людей поставили выше богов. Они как бы говорят: "Все в этом мире для человека, все во имя человека. Человек - венец природы".
Наша работа может быть полезна всем, кто интересуется мифологией, изучает ее как в школе, так и самостоятельно.
 
Литература
 
I. 1 Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.1 288 с.
12 Там же. Т.1. 287 с.
15 Там же. Т.1. 635 с.
II. 2 Голубая роза. Мифы для детей. - С.-Петербург: Стайл, 1992. Создание мира. 78 с.
5 Там же. Похищение Идун. 118 с.
7 Там же. Эльфы и гномы. 82 с.
8 Там же. Дети Локи. 105 с.
18 Там же. Асгард и Асы. 88 с.
III. 3 Интернет. Библиотека Luksian key. http:/ lib. luksian. com/ Рождение Вселенной.
11 Там же. Мидгард.
16 Там же. Чудесное дерево.
IV. 4 Старшая Эдда. Речи Вафтруднира.
21 Глаголъ и Добро. Учебник по литературе для гуманитарных классов. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. - М.: Просвещение, 1995. 11 с.
17 Там же. Речи Гримнира. 31. 17 с.
V. 6 Географический Атлас мира. Ята сета. Рига Росмэн. - М., 2001. 88.
VI. 9 Глаголъ и Добро. Стрельцова Л.Е. Тамарченко Н.Д. - М.: Просвеще-ние, 1995. Дети Локи. 25с.
VII. 10 Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопе-дия, 1985. 800 с.
VIII. 13 Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1991. 666с.
IX. 14 Культура Чувашского края. Ч.. - Чебоксары: Чувашское книжное из-дательство, 1994. 113с.
        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика