Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Предоставление равных возможностей получения образования детям со специальными потребностями - одна из приоритетных задач образования.

В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4440 детей-инвалидов.

В республике созданы условия для социализации, комплексной реабилитации, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, действует сеть образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, открыты центры реабилитации, центры восстановительного лечения и др.

В целях формирования государственной политики в отношении непрерывной и преемственной вертикали образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации разработан план мероприятий («дорожная карта») по реализации мероприятий межведомственных планов по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ОВЗ в Чувашской Республике, утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 10 марта 2017 г. №510.

В системе дошкольного образования Чувашской Республики созданы условия для осуществления непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого функционирует 131 группа компенсирующей направленности, в которых воспитываются 1358 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 323 ребенка-инвалида:

Группы компенсирующей направленности

Количество групп

в них воспитанников

с ОВЗ

инвалидов

всего

131

1358

323

в том числе для детей:

 

 

 

с нарушениями слуха

1

 

10

с нарушениями речи

79

899

48

с нарушениями зрения

13

187

36

с нарушениями интеллекта

4

22

39

с задержкой психического развития

9

101

27

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

14

112

83

со сложным дефектом

8

34

57

другого профиля

3

3

23

742 ребенка с ОВЗ и 349 детей-инвалидов интегрированы в образовательную среду и получают образование в дошкольных образовательных организациях общеразвивающей направленности. В работе с детьми заняты 48 учителей-дефектологов, 183 учителя-логопеда, 148 педагогов-психологов.

На базе двух детских садов в г. Чебоксары открыты Лекотеки (в МБОУ «Детский сад №201 «Островок детства» и МБОУ «Детский сад №23 «Берегиня»), где организуются еженедельные бесплатные индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, психологом для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детские сады.

18 детей с особыми потребностями посещают группы ранней социализации и развития в МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» г.Чебоксары». В этом центре реализуются инклюзивные практики. Дети с ОВЗ включаются в группы со здоровыми сверстниками (в режиме кратковременного пребывания).

В Бюджетном общеобразовательном учреждении Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики создана патронатная группа для детей с ДЦП (8 человек). Основная часть занятий проводится на дому по индивидуальным адаптированным программам,  также организуются совместные мероприятия с воспитанниками данного учреждения.

С 1 сентября 2016 года общеобразовательные организации (15 государственных и 36 муниципальных общеобразовательных организаций), реализующие адаптированные образовательные программы, работают в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В 2016-2017 учебном году обучением по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) охвачены несовершеннолетние, проживающие в БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минтруда Чувашии (61 чел.).

Для предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья в Чувашской Республике функционируют 15 государственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В них в 2016-2017 учебном году обучается 1854 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 1264 ребенка-инвалида.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 15 государственных общеобразовательных организациях и в 227 муниципальных школах. На основании рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий в муниципальных образовательных учреждениях в 2016-2017 учебном году обучается 872 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в 21 отдельном классе – 251 чел., в обычных классах – 621 чел.). Для организации образования детей-инвалидов также сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающая 65 общеобразовательных организаций, функционирует Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов. В настоящее время дистанционным образованием охвачено 121 детей-инвалидов, что составляет 100 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья, которым не противопоказано обучение с использованием дистанционных технологий по заключениям психолого-медико-педагогических комиссий. Кроме этого на дому обучается еще 521 ребенка. Не охвачены обучением 22 ребенка по причине отказа родителей.

61 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья и 137 лиц с инвалидностью приняли участие в государственной итоговой аттестации. Из них в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ-9) – 138 обучающихся, ГВЭ-11 – 27 обучающихся. Не прошедшие ГИА из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью отсутствуют.

В 2016-2017 учебном году 111 выпускников 9-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получили свидетельство об обучении и характеристику с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

На базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии действует Республиканский центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В 2016-2017 учебном году в нем обучалось 35 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время на территории Чувашской Республики функционируют 17 психолого-педагогических центров и служб. В них работают 78 специалистов, из них 56 педагогов-психологов, 10 социальных педагогов и 12 логопедов (дефектологов).

 Сегодня в результате целенаправленной и активной деятельности служба практической психологии востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования Чувашской Республики.

 В деятельности службы реализуются принципы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др.

Перечень оказываемых услуг: оказание индивидуальной психологической, педагогической, дефектологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам, имеющим трудности в обучении, психофизическом развитии и социальной адаптации; работа с родителями по разъяснению их прав и обязанностей, связанных с защитой психологического здоровья и законных интересов детей; проведение консультирования родителей, педагогических работников по итогам психодиагностического обследования, проведенного специалистами Центра; оказание комплексной помощи детям, имеющим проблемы в обучении и воспитании; ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений;  организация логопедической помощи; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей и подростков; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения детей и подростков;  психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

В общеобразовательных организациях работает 91 учитель-логопед, 25 учителей-дефектологов (из них: 9 олигофренопедагогов, 1 тифлопедагог, 7 сурдопедагогов), 162 педагога-психолога, 4 тьютора. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросу введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления в постоянном режиме ведется работа по расширению спектра дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях Чувашской Республики, в том числе программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Различные формы дополнительного образования реализуются непосредственно в государственных образовательных учреждениях и муниципальных школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуется модель дистанционного дополнительного образования.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды активно участвуют в спортивных соревнованиях. Так, команда Чувашской Республики с 17 по 21 октября 2016 года, состоящая из детей-инвалидов,  приняла участие во Всероссийской спартакиаде (3 место). В декабре 2016 года дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья приняли участие в XVIII Республиканском фестивале спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья, посвященный Международному дню инвалидов.

Численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет 310 человек.

Обучение детей с инвалидов организовано в 28 образовательных организациях профессионального образования по следующим специальностям и профессиям: «Столяр», «Столяр строительный», «Портной», «Швея», «Садовник», «Каменщик», «Изготовитель художественных изделий из дерева» и другим.

На базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии создано базовое специальное структурное подразделение, обеспечивающее сопровождение инвалидов – Центр профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется восемь программ профессионального обучения и три программы дистанционного образования.

В рамках участия в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» работа по созданию универсальной безбарьерной среды для маломобильных групп населения проведена с 2012 по 2016 годы в 101 школе республики, в 8 профессиональных образовательных организациях, подведомственных Минобразования Чувашии, в 4 детских садах (2012 год – 20 школ, 2013 год – 10 школ, 2014 год – 36 школ и 4 техникума, 2015 год – 31 школа и 5 техникумов и колледжей, 2016 год – 4 школы и 4 детских сада).

В рамках программы «Доступная среда» в 2017 году созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в 5 общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, и в 8 дошкольных образовательных учреждениях.

23.08.2017 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика