Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2013.11.19 Выступление министра образования и молодежной политики Чувашской Республики на расширенном заседании коллегии «Об итогах развития системы образования Чувашской Республики за 9 месяцев 2013 года»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Выступление министра

на расширенном заседании коллегии Минобразования Чувашии

с участием глав администраций муниципальных районов и городских округов 19 ноября 2013 г.

 

ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2013 ГОДА

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Вопросы содержания образования, пути улучшения качества воспитания мы с вами обсуждали на августовской педагогической конференции. На сегодняшней коллегии хотелось бы более глубже рассмотреть проблемы управленческого и организационного характера, влияющие напрямую на качество развития системы образования.

Одной из актуальных проблем является обеспечение доступности дошкольного образования. Мы с вами провели огромную работу. Дошкольным образованием охвачено 73,6 процента детей дошкольного возраста, мы почти решили проблему охвата детей старше 3 лет. В настоящее время в текущей очереди числится чуть менее 400 детей (22 – в Алатырском районе, 13 – в Ибресинском районе, 74 – в Комсомольском районе, 208 – в Чебоксарском районе, 15 – в Ядринском районе, 7 – в г. Алатырь, 55 – в г. Чебоксары).

В 19 муниципальных образованиях все дети старше трех лет, состоящие в очереди, обеспечены местами в детских садах.

В связи переходом детей из одного возрастного периода в другой – очередность  детей старше трех лет будет увеличиваться до нового комплектования детских садов (до мая 2014 года), поэтому нам нужно в каждом муниципалитете создавать запас, принимать детей и младше 3 лет.

Всего в 2013 году для организации дошкольного образования будет создано более 6 тысяч мест  (к настоящему времени создано 4825 мест), в том числе за счет эффективного использования помещений функционирующих дошкольных образовательных учреждений – 3337 мест (особо хочу отметить эффективную работу администрации города Чебоксары. В функционирующих детских садах создано дополнительно 2775 мест).

Одной из важнейших задач является введение в строй новых дошкольных учреждений. По плану в этом году мы должны ввести 11 новых зданий. Качественно и оперативно сработали администрации Яльчикского, Комсомольского районов. С отставанием от графика ввели детский сад в г. Шумерля, в г. Козловка.

Срывы сроков объектов, существенное нарушение исполнения заключенных муниципальных контрактов допущено по следующим объектам:

Дошкольное образовательное учреждение по ул. Гладкова г. Чебоксары. Отставание от графика работ – 12 месяцев.

Дошкольное образовательное учреждение в пгт. Кугеси Чебоксарского района. Отставание от графика работ – 20 месяцев.

Реконструкция здания Моргаушского лицея под дошкольное образовательное учреждение в с. Моргауши. Отставание от графика работ – 12 месяцев.

Детский сад на 68 мест в пос. Буинск Ибресинского района. Отставание от графика работ – 12 месяцев.

При этом муниципальными заказчиками претензионная работа ведется не удовлетворительно, неустойки не взыскиваются. Только по одному объекту по нашему расчету сумма неустойки составит несколько миллионов рублей.

Проблемой является также некачественное исполнение проектной документации и задержка по внесению в нее необходимых изменений. Эти недостатки послужили препятствием к своевременному вводу детских садов в г.Шумерля, в г. Козловка, п. Буинск Ибресинского района, пгт. Кугеси Чебоксарского района, ул. Гладкова г. Чебоксары.

Впервые в 2013 году направлены средства на капитальный ремонт переоборудованных и пустующих помещений в 32 дошкольных образовательных учреждениях. Эта мера позволит эффективно использовать имеющие площади в функционирующих детских садах. Данное направление планируется продолжить в 2014 году с целью создания в сельской местности новых мест для дошкольников при общеобразовательных учреждениях, где в этом есть необходимость.

Одним из приоритетов в 2014 году для глав администраций муниципальных районов и городских округов должен стать своевременный ввод в эксплуатацию 8 объектов, начатых в текущем году (Цивильский, Алатырский, Канашский районы и города Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь), качественное проведение аукционов в 2013 году еще на 6 объектов (Вурнарский, Урмарский, Ядринский, Янтиковский районы, г. Чебоксары).

Стоит отметить, что существуют проблемы на подготовительной стадии строительства – несвоевременная подготовка проектной документации, не отработан механизм применения типовой проектной документации, из-за чего продлевается стадия прохождения экспертизы на всех уровнях – республиканском, федеральном.

Аукционная документация по строительству (реконструкции) объектов муниципалитетами подготавливается некачественно, с нарушениями  законодательства, в связи с этим аукционные мероприятия затягиваются на несколько месяцев: аукционы объявленные в августе-сентябре т.г. из-за некачественной аукционной документации состоятся только в ноябре-декабре (в с.Янтиково Янтиковского района, п. Вурнары Вурнарского района, п. Урмары Урмарского района, г. Ядрин Ядринского района).

Так же в 2014 году планируется начать строительство (реконструкцию) 18 детских садов. В то же время проектная документация по данным объектам в настоящее время не разработана.

Прошу глав администраций муниципальных районов и городских округов обеспечить своевременную качественную разработку проектной документации с применением типовых проектов до конца текущего года и получение государственной экспертизы в Казанском филиале ФАУ «Главгосэкспертиза» до 1 февраля 2014 г.

Важным направлением государственной политики в области образования также является и модернизация школьного образования. На модернизацию системы общего образования за последние 3 года дополнительно инвестировано почти 5 млд. рублей. Эти средства направлены на создание комфортных и безопасных условий для обучающихся (проведение ремонта, закупку оборудования, создание современных условий питания, обеспечение учебниками, обновление парка школьных автобусов и др.).

В 2013 году введены в эксплуатацию 2 новых зданий общеобразовательных учреждений (Шихабыловская школа в Урмарском районе; Татарско-Сугутская школа в Батыревском районе. Также для приведения в соответствие к современным требованиям проведена реконструкция 2-х школ (в с. Токаево Комсомольского района, д. Средние Татмыши Канашского района). Начато строительство нового здания Янышской СОШ в Чебоксарском районе.

В 2014-2015 годах планируется продолжить работу по улучшению школьной инфраструктуры, приведению школ к современным требованиям обучения.

В этом году проведен капитальный ремонт различной степени сложности 178 образовательных учреждений, на эти цели направлено 279,8 млн. рублей.

Своевременно провели мероприятия по отбору подрядчика (подготовка аукционной документации и проведение аукциона) Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский, Яльчикский районы, города Алатырь, Новочебоксарск, Чебоксары.

Несмотря на то, что работы по капитальному ремонту в учреждениях завершены уже к началу нового учебного года, до сих пор не проведена оплата вКанашском, Чебоксарском, Шемуршинском, Шумерлинском, Ядринском, Янтиковском районах, в городах Канаш, Новочебоксарск, Шумерля, Чебоксары. Администрациям указанных муниципалитетов необходимо принять меры по освоению выделенных бюджетных средств до 1 декабря т.г.

Одним из важных направлений совместной работы с муниципалитетами является обеспечение безопасности школьных перевозок. Республика свои задачи в этом контексте выполняет полностью. Мы за последние 3 года заменили весь парк устаревших автобусов.

 В настоящее время 301 школьный автобус используется для организации подвоза детей к базовым школам. Указанные автобусы на 607 маршрутах перевозят более 12,5 тыс. детей из 1089 населенных пунктов. Еще 28 автобусов совершают разовые перевозки детей (на спортивные и массовые мероприятия и др.). В целях обеспечения безопасности и эффективного использования бюджетных средств, а также сокращения времени реагирования в случае возникновения нештатных ситуаций, все школьные автобусы оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Впервые за все годы реализации программы «Школьный автобус», в текущем году закуплены автобусы, работающие на дизельном топливе. Все «плюсы» и «минусы» эксплуатационных характеристик данных автобусов можно посчитать через год их эксплуатации. Но уже сегодня можно сказать, что расход топлива указанных транспортных средств в 3 раза меньше по сравнению с автобусами марки ПАЗ.

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности детей, по данным Госавтоинспекции республики за 10 месяцев 2013 г. зарегистрировано 49 (в 2012 году - 100) нарушений ПДД при эксплуатации школьных автобусов (в 14 муниципалитетах).

 Наибольшее количество нарушений в текущем году зарегистрировано в Цивильском районе - 10, Марпосадском - 7, Моргаушском - 7. Эти же районы являлись «лидерами» по количеству нарушений правил дорожного движения за 2012 год.

В рамках модернизации системы школьного образования очень важными являются проекты, направленные на развитие профильного обучения, индивидуализацию образования: созданы инженерно-технические классы в 124 школах, классы по авиа-, судомоделированию.

Одним из показателей эффективности принятых мер является выбор выпускниками сдачи ЕГЭ по физике. В 2013 году по Чувашской Республике данный показатель составил 27,7 процента, что выше среднероссийского значения (26%). Вместе с тем в ряде районов физику выбирают почти в 2 раза меньше, чем в среднем по республике. Особо хотел бы отметить необходимость улучшения этой работы вКомсомольском, Шемуршинском, Аликовском, Урмарском, Ибресинском районах.

В 2012 году была учреждена стипендия Главы Чувашской Республики для выпускников образовательных учреждений, набравших 70 и более баллов по результатам ЕГЭ по физике и математике, которые поступили в учреждения профессионального образования Чувашской Республики. В 2013 году 408 выпускников (2012 году – 105 выпускников) школ набрали необходимое количество баллов, 80 из них поступили в ВУЗы Чувашии и получают указанную стипендию.

Хочется отметить еще одну важную задачу, которую республиканские власти совместно с муниципальными решают эффективно, это повышение заработной платы.

Как вы знаете, средняя заработная плата педагогов школ должна  быть не ниже чем средняя заработная плата по региону.

По результатам 9 месяцев текущего года нам удалось выполнить эти показатели. На слайде вы видите, что средняя заработная плата в школах составила 19 007 рублей или 101,1% от средней заработной платы в Чувашской Республике за этот период (18802 рублей).

На уровень заработной платы педагогов оказывает непосредственное влияние количество обучающихся по уровням образования, наполняемость классов (групп), число обучающихся на 1 учителя (воспитателя), количество внутренних и внешних совместителей, учебная нагрузка педагогов, а также доля фонда оплаты труда педагогов в общем фонде оплаты труда работников.

По заработной плате педагогов школ по муниципальным районам большой дифференциации не наблюдается (разница со средней в пределах 1000 рублей), за исключением школ Алатырского и Янтиковского районов, где средняя зарплата педагогов школ составляет менее 17100 рублей.

В Алатырском районе эта проблема в первую очередь связана с малочисленностью школ, низкой наполняемостью классов (по району – 10,6, всего по селу – 13,6) и числом учащихся на 1 учителя (по району – 8,2, всего по селу – 9,6). При этом и доля фонда оплаты труда педагогов в общем фонде оплаты труда работников школ составляет всего 64,3%, в то время как этот показатель является одним из основных, определяющих заработную плату педагогов.

Очень низкое значение этого показателя и в Янтиковском районе (всего 65,8%), тогда как уже в 2012 году он не должен был быть ниже 67%, а в текущем году - 70%. Не достигает даже 67% доля фонда оплаты труда педагогов также в Цивильском и Мариинско-Посадском районах, что при проверках, проводимых органами финансового контроля, будет определено как неэффективное расходование бюджетных средств. 

Самый низкий уровень заработной платы в городских округах – в г. Чебоксары, что связано с тем, что доля фонда оплаты труда педагогов составляет всего 68% (для сравнения в г. Шумерля – 75,1%) и в г. Новочебоксарске, в котором не был выполнен целевой показатель по средней заработной плате педагогов более чем на 1 тыс. рублей, причем более 13,5 млн. рублей, направленных городу Новочебоксарску в виде субвенции из республиканского бюджета на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, так и не дошли до работников школ.

Средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных учреждений - 16 813,7 рублей или 100,4% от прогнозируемой средней заработной платы в сфере общего образования.

По разным муниципалитетам уровень заработной платы педагогов-дошкольников заметно отличается, что связано как с объективными причинами, так и с определенными недоработками. Остановимся на этом подробнее.

Основной причиной низких показателей является недостаточный учет средств на оплату труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в местных бюджетах. По информации Минфина Чувашии только в Алатырском, Ибресинском, Марпосадском, Моргаушском, Чебоксарском районах и в г. Чебоксары в местных бюджетах на оплату труда работников муниципальных детских садов предусмотрено средств не меньше, чем  было учтено Минфином Чувашии в межбюджетных расчетах. При этом в Алатырском и Ибресинском районах заработная плата все-таки остается значительно ниже средней по муниципалитетам, в первую очередь, из-за крайне низкой доли фонда оплаты труда педагогических работников в общем фонде оплаты труда – соответственно 31,9% и 43,9% при среднем по муниципалитетам 61,4%.

Наиболее высокие показатели по заработной плате педагогов, работающих с дошкольниками – в Красночетайском и Шумерлинском районах, в которых нет муниципальных детских садов, а расходы на оплату труда полностью финансируются за счет субвенции из республиканского бюджета.

Самое значительное отклонение фактических показателей средней заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений от плановых по итогам 9 мес. текущего года – в Ибресинском, Чебоксарском районах и городе Новочебоксарск. Плановые показатели определяются в зависимости от уровня, достигнутого в 2012 году, с учетом увеличения оплаты труда педагогов дошкольных образовательных учреждений на 24,1% с декабря 2012 г. и ежеквартальных коэффициентов индексации в 2013 году. При уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики в ноябре 2013 г. объем средств, выделяемых из республиканского бюджета бюджетам муниципалитетов на увеличение оплаты труда педагогов детских садов, определялся Минфином Чувашии после встреч с представителями муниципальных районов (городских округов) на основе ваших расчетов и с учетом поступления собственных доходов. Необходимо  ответственно подойти к выполнению плановых показателей за 2013 год, не допуская снижения достигнутого уровня заработной платы. Эту задачу не выполнили по итогам 10 месяцев в Козловском, Цивильском, Шумерлинском районах и г. Канаше.

По учреждениям дополнительного образования детей - 14 799 рублей или 100,9% от прогнозного уровня.

По статистическим данным еще больше разница в заработной плате педагогов учреждений дополнительного образования детей (от 8882,1 рублей в Янтиковском районе до 17262,1 в г. Канаше с учетом того, что в статотчетах не учитывается зарплата внешних совместителей). Эта разница сложилась еще в прежние годы в зависимости от возможностей местных бюджетов. За 9 месяцев текущего года целевые показатели по повышению заработной платы этой категории работников не достигнуты в Ибресинском, Чебоксарском, Янтиковском районах и г. Новочебоксарске.  

В целом по республике по итогам 2013 года планируется довести среднюю заработную плату педагогов школ до 20015,4  рублей, педагогов дошкольных образовательных учреждений до 17013,1 рублей, а педагогов учреждений дополнительного образования детей до 15256,4 рублей.

Одним из итогов реализации модернизации системы общего образования является активное привлечение молодых кадров в систему школьного образования.

В республике разработана система мер по привлечению молодых специалистов в общеобразовательные учреждения. Одной из важных мер является установление коэффициента к окладу в размере не менее 50%. Эта мера принята с 1 сентября т.г. на республиканском уровне (хочу напомнить, что коэффициент до этого был только 30%). Уважаемые коллеги, обращаю ваше особое внимание на то, что во всех муниципалитетах эта мера должна быть закреплена нормативно вашими решениями. Приятно отметить, что в ряде муниципалитетов приняты свои меры поддержки. Например, в Аликовском, Алатырском, Шумерлинском районах - единовременные выплаты в размере 5000 рублей, ежемесячная доплата к окладу в размере 3 000 рублей – в Порецком районе, в размере 1000 руб. – в г. Чебоксары, Вурнарском, Шумерлинском районах, в размере оклада – Аликовском районе, дополнительные коэффициенты к окладу – г. Шумерля. Хорошей новацией, на мой взгляд, является инициатива Цивильского района. Муниципалитет выплачивает дополнительную стипендию в размере 2 тысяч рублей студентам  5-х курсов, желающим после окончания работать в районе (по итогам 2012-2013 учебного года 2 стипендиата пришли в район). Здесь же молодым педагогам предоставляется муниципальное жилье по коммерческому найму.

Кроме этого предусмотрены меры государственной поддержки молодых учителей общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике в улучшении жилищных условий (указ Главы Чувашской Республики от 21 июня 2012 года № 69). В 2012 году государственной поддержкой воспользовались 35 учителей, в 2013 году заявили о желании участвовать в программе 89 учителей, из них 35 уже улучшили жилищные условия.

Несмотря на принимаемые меры, в школах доля молодых педагогов остается на сравнительно низком уровне (4% – в нынешнем и прошлом учебном году), особенно актуальна проблема молодых кадров в Шемуршинском, Красночетайском, Яльчикском, Ядринском, Козловском районах.

Тема привлечения молодых специалистов особенно актуальна в дошкольном образовании. Здесь наблюдается резкая дифференциация муниципалитетов по доле молодых специалистов (от 0 до 17%). Наиболее проблемными в этом направлении являются Порецкий, Яльчикский, Шемуршинский, Урмарский и Красночетайский районы, где доля молодых специалистов составляет менее 2 % . Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что в соответствии с новым законом об образовании дошкольное образование становится полноценной ступенью общего образования. В ближайшее время будут введены стандарты дошкольного образования и проблема качества кадров выходит наряду с обеспечением охвата на первый план. Финансирование заработной платы и учебных расходов с января переходят на уровень субъекта. Я думаю, что это поможет существенно разгрузить муниципальные бюджеты, надеюсь, что ваши управленческие действия будут направлены на обеспечение качества дошкольного образования.

Дополнительное образование детей организовано в 132 учреждениях (118 муниципальных и 14 государственных), в них реализуются 1600 программ. Учреждения посещают 81,5 тыс. детей (45,7% от общей численности детей и молодежи от 5 до 18 лет). Наименьший охват услугами дополнительного образования детей допущен в Канашском, Шемуршинском, Порецком, Яльчикском, Комсомольском районах.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед системой дополнительного образования поставлена задача обеспечение охвата услугами дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет к 2020 г. до 75 процентов. В связи с этим администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо принять «дорожные карты» по созданию условий для обеспечения выполнения данного указа Президента Российской Федерации.

Одной из социально-значимых проблем, которую мы решаем вместе с вами, является профилактика социального сиротства. По итогам 9 месяцев т.г. в республике  выявлен 331 ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, положительная динамика улучшения ситуации есть: по итогам 2012 года было 557 детей.

Следует отметить, что в Яльчикском районе не выявлено ни одного ребенка, хорошие показатели также в Янтиковском, Шумерлинском и в ряде других районов (на слайде – зеленые столбики).

Неудовлетворительная работа, на наш взгляд, по профилактике социального сиротства  ведется в Алатырском районе, г. Канаш, Марпосадском районе. Здесь доля выявленных детей почти в 2-3 раза больше, чем в среднем по республике. Значит, субъекты профилактики не принимают эффективные меры по сохранению семьи.

Необходимо главам администраций районов и городов взять на личный контроль вопросы профилактики социального сиротства, следует добиваться своевременного сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В этот процесс активно включить общественные институты: женсоветы, ветеранские организации. Наряду с этим, с «трудной семьей» должны работать психологи, наркологи. Всем миром надо добиваться, чтобы дети не становились сиротами при живых родителях.

Очень важно, чтобы выявленные дети не направлялись в детские дома, а передавались в семейные формы воспитания. 

Необходимо отметить эффективную работу в этом направлении Аликовского, Козловского, Комсомольского Красноармейского, Порецкого, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Янтиковского районов, которые обеспечили 100-процентное устройство всех выявленных в этом году детей-сирот на воспитание в семьи. В 7 муниципалитетах доля детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детского населения, устроенных на воспитание в семьи по разным формам на 01.10.2013 г. (в %) ниже среднереспубликанского показателя, который составляет 80, 4 %. (Ибресинский - 57,1%, Урмарский (62,5%), Ядринский (63,6%), Красночетайский (66,7%) районы, г. Новочебоксарск (69,2%), Батыревский район 69,2%), г. Чебоксары (73,6%).

Об эффективности работы субъектов профилактики наиболее красноречиво характеризует показатель количества детей, направленных в детские дома, школы-интернаты и дома ребенка.

По итогам 9 месяцев т.г.  10,3 % из числа вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, были направлены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Чувашской Республики.

Из Алатырского, Аликовского, Ибресинского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Марпосадского, Порецкого, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Янтиковского районов ни один ребенок не был направлен в интернатное учреждение. Выражаю им огромную благодарность за качество выполнения поручений Президента Российской Федерации и Главы республики о том, что в ближайшее время в России, как и в Чувашии, не должно быть детских домов.

Однако, с территории Калининского (10 детей, что составляет 28,6 %), Ленинского (6 детей – 25 %) районов г. Чебоксары, Батыревского района (3 ребенка – 23,1 %), в 2 раза больше, чем в среднем по республике от общего количества выявленных, дети направлены в детские дома и интернатные учреждения.

Думается, что делом чести каждого муниципалитета должен стать девиз – с территории муниципалитета ни один ребенок не уходит в детский дом.

Уважаемые коллеги, в докладе акцентированы самые важные, социально-значимые направления совместной работы Минобразования Чувашии и муниципалитетов по развитию дошкольного, школьного и дополнительного образования. Думается, что выступающие  дополнят мой доклад, обозначат проблемы и пути их решения и совместными усилиями мы решим все задачи, которые поставлены перед нами в 2013 году.

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика