Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Обутова А.Д. "Моделирование социокультурного потенциала образовательного учреждения"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Обутова А.Д., к.п.н., доцент
 кафедры педагогики и психологии СГПА

 

Моделирование социокультурного потенциала образовательного учреждения

В современной ситуации системы образования, в условиях перехода на муниципальную систему управления усиливается необходимость обеспечения консолидации организационных структур образования, их направленности на моделирование социкультурного потенциала учреждений образования.
 Сущность рассматриваемой проблемы раскрывается  в  фундаментальных исследованиях Е.П. Белозерцева, С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцовой,   В.Ю. Кричевского, Е.П. Тонконогой, Р.Е. Тимофеевой,       Н.М. Чегодаева и др.
Вместе с тем в реальной практике деятельности образовательных учреждений не разработан оптимальный механизм моделирования социокультурного потенциала образовательных учреждений. Исходными категориями для раскрытия рассматриваемой проблемы являются «образовательная среда» на основе раскрытия его сущности и «образовательное пространство» в контексте анализа социокультурной среды.
Категория «образовательная среда» (и производные от него) изучается на протяжении последних десятилетий учеными как в нашей стране, так и за рубежом. Коллектив ученых-педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др.) разрабатывал философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования. В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в работах О.С. Газмана, М.В. Кларина, И.Д. Фрумина, В.А. Ясвина и др. Этой проблеме уделялось внимание  и в трудах основоположников систем развивающего обучения (В.В. Давыдов ввел в образовательную практику понятие «школа взросления»), сотрудников Института психологии РАО (В.В. Рубцов, В.И. Панов, Б.Д. Эльконин).
Понятие «среда» рассматривается как «культурная среда», «образовательная среда», «обучающая среда», «социальная среда», «социокультурная среда».
Характеризуя  среду образовательной системы, следует обратить внимание на ее разнообразность. Каждая образовательная система сосуществует с различными (по функциям, по природе происхождения и др.) системами.
Н.Б. Крылова под «образовательной средой» рассматривает «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов».
Развитие образования зависит не только от улучшения качества взаимодействия основных потребляющих структур, производящих и управляющих структур, упрочения позиций инновационных моделей, но и от изменения характера всей культурной среды образования. Реальная зависимость отечественного образования и качества его культурной среды особенно актуализирует задачу исследования по определению сущности понятия «социокультурная среда». При этом важно определить конкретные условия существования и проектирования социокультурной среды.
Основоположник французской социологической школы                    Э. Дюркгейм рассматривает структуру общества как совокупность социальных фактов, «внутреннюю социальную среду общества», состоящую из двух элементов. Первый – это материальные и духовные ценности: право, нравы, искусство, которые влияют на социальную эволюцию. Второй – люди как коллективная сила, человеческая среда. Поэтому  необходимо определить влияние данных элементов внутренней социальной среды на различные социальные процессы в образовательных учреждениях.
Зарубежные и отечественные исследователи авторских школ рассматривают понятие «культура школы» с точки зрения формирования ее социокультурной среды. Так, американский ученый У. Уоллер определяет наличие специфической уникальной культуры, характерной для эффективной школы. В число признаков культурной школы он включает ритуалы межличностных отношений, школьные обычаи, законы и иррациональные санкции, игры, систему традиций и церемоний, а также личности самих субъектов учебно-воспитательного процесса. А с точки зрения югославского ученого Д.Ж. Марковича, эта наука исследует влияние среды на человека, влияние человека на его среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что культурная среда образовательного учреждения является многомерным пространством, адекватным современным потребностям детей и взрослых. На уровне конкретного учебного заведения управленческое воздействие на образовательную среду логично было бы строить на основе идеологии «расширения зон актуального и ближайшего развития» индивида, на основе ее превращения в оптимально благоприятную для развития ребенка.
Возрастание роли искусственной среды, знаков и символов в жизни общества, усиление опосредованности во взаимоотношениях между людьми сужают сферу непосредственного личного общения, затрудняют обретение живого эмоционального опыта, создают условия для распространения практицизма и бездуховности.
Отечественная педагогика, определяя культуру школы, основывается на осознаваемую или неосознаваемую совокупность взглядов на мир, общество, а также на ценности, принципы, традиции, ритуалы, писаные и неписаные правила, привычки, нормы поведения, внутренние условия жизни школы.
Создание педагогически целесообразной и эффективной деятельности  образовательного учреждения невозможно без специально осуществляемой деятельности по ее моделированию и построению. В образовательном учреждении в эту деятельность, как правило, включаются и педагоги, и учащиеся, и родители. Результативность их работы зависит от правильного выбора методологических подходов и принципов организации совместных действий взрослых и детей.
Под моделированием понимается метод познавательной и управленческой деятельности, который позволяет адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом, настоящем и будущем состоянии, возможностях и условиях построения, функционирования и развития.
С.Т. Шацкий подчеркивал, что педагогика должна изучать все факторы, формирующие личность ребенка. Социально-педагогический процесс, по определению автора, есть результат взаимодействия ряда элементов, основными из которых являются: социально-экономическая местная среда; деятельность субъектов образования, прежде всего педагоги и учащиеся.
Наиболее значимым является подход М. Полани к трактовке образовательной среды как «личностного» пространства познания и развития. В данном процессе вхождения человека в социум основное значение имеют семья, школа, культурно-образовательные центры, хотя до недавнего времени роль школы сводилась лишь к противопоставлению социуму.  Для такого подхода были, казалось бы, все основания, так как социум представлялся как неуправляемый, нерегулируемый процесс.
Выбор подходов, которые во взаимосвязи друг с другом могут составить методологическое основание деятельности по моделированию и построению социокультурного поиенциала образовательного учреждения – непростая проблема науки и практики, основание которого может состоять из двух частей — инвариантной и вариативной.
Инвариантную часть составляют такие методологические подходы, как системный, синергетический, вариативно-модельный и личностно-ориентированный. Вариативную часть могут составить один или два подхода, которые в наибольшей степени соответствуют своеобразию создаваемого социального пространства.
Человеческое и предметное окружение образовательных учреждений, многочисленные и разнообразные источники различных воздействий на ее учебно-воспитательный коллектив и является сущностью социального пространства, в котором происходят внешкольная деятельность, устанавливаются отношения и общение учащихся.
Как известно, культурная среда школы  рассматривается как необходимый фактор современного образования. Л.И. Новикова выделяет организованные и неорганизованные среды. К первым она относит семьи учеников, производственные и трудовые коллективы взрослых, учреждения культуры и быта, учебные заведения и внешкольные учреждения, различные клубы и объединения по интересам, радио и телевизионную сеть, кинопрокат. К неорганизованным относит «улицу», предметную среду, аудиовизуальную среду, природную среду, известную как «педагогика среды».
В настоящее время в связи с нарастающим влиянием среды на становление личности необходимо рассматривать школу и социум на основе интеграции, взаимного дополнения. Семьи учащихся, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, все население прилегающего микрорайона, внешкольные воспитательные и культурно-просветительные учреждения, детские дошкольные учреждения, общественные организации ЖЭКов, предприятия службы быта и составляют социальную среду, воздействие которой способствует развитию социокультурного потенциала, взаимодействию школы и социальных институтов.
Образовательное учреждение, являясь педагогически гибкой системой,  постоянно обменивается  информацией, социокультурными нормами с окружающей средой. Однако массовая школа создает недостаточную полноценную культурную среду для развития школьников, педагогов, родителей,  поэтому необходимы специальные мероприятия в каждой школе и сфере образования для активизации социокультурного потенциала школы.
Современные поиски в области исследования проектирования образовательных систем вышли на необходимость определения социокультурного потенциала образовательных учреждений. 
Традиционно выделяют два уровня социокультурной среды: макросреду и микросреду. Микросреда - это общественные условия в самом широком смысле (экономические условия, общественные отношения, культура общества). Микросреда – это «ближайшее» окружение человека, с которым он непосредственно взаимодействует (семья, друзья, конкретные учреждения и предприятия, место проживания, учебы, конкретная природная ландшафтность).
Философское обоснование социокультурной среды строится на деятельностной природе человека в фундаментальных работах                     К. Абульхановой – Славской, В. Антоненко, Г. Батищева, М. Кагана и др., которые рассматривают  проблему формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциала культуры.  Важное значение имеет и другое положение диалектики, согласно которому человек активно преобразует обстоятельства, имеющиеся общественные отношения, и в процессе этой преобразующей деятельности изменяется сам.
Следующим признаком является социальный статус личности. Для человека с прочным общественным положением, имеющего престижную профессию, среда выступает как пространство самореализации, как союзник жизненной карьеры, а для человека, не имеющего работы, средств к существованию, среда воспринимается как враждебная сила.
Третий признак – этнокультурная принадлежность личности. Различные этнические группы, проживающие в одном и том же социокультурном пространстве по-разному воспринимают жизненные условия. Частью социокультурного пространства является образовательная среда как зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала, субъектов образовательных процессов.
С точки зрения А.С. Запесоцкого, культурно-образовательное пространство есть совокупность условий и возможностей личности, определяемых качеством функционирования образовательных и культурно-досуговых учреждений и влияния социально-культурной среды. В организационной плоскости под культурно-образовательным пространством  (или средой) понимается совокупность институциональных, социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих ребенка в процессе его обучения.
 Методологической основой моделирования духовно–нравственной составляющей культурно–образовательного пространства являются: философско–антропологические идеи классиков отечественной философии (Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, И. Ильина), концепция         И.А. Ильина о необходимости духовного насыщения культурно–образовательного пространства значимыми для личности ценностями и образами.
Как предполагает П. Сорокин, составными частями социокультуры является следующая совокупность: идеологическая вселенная смыслов (язык, наука, религия, философия, право, этика, литература, живопись),  материальная культура, представляющая собой воплощение всех этих смыслов в биологической среде (начиная с простых орудий и кончая наисложнейшим оборудованием, книгами, картинами) и все скрытые и открытые действия, в том числе церемонии, ритуалы, поступки.
В.Г. Воронцова рассматривает сферу социокультурной и духовной жизни общества в единстве непрерывного образования в контексте понятия «образовательная среда», под которой исследователи понимают «систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека». К данной системе относятся люди, влияющие на образовательные процессы,  общественно-политический строй страны,  природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды),  средства массовой информации,  случайные события.
Таким образом, на основании анализа различных подходов и точек зрений выдвигаем определение социокультурной среды как «конкретное, непосредственно данное каждому ребенку, педагогу, социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества,  совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметной и человеческой обстановки развития личности, ее способностей,  инстинктов, сознания».
При моделировании социокультурной среды образовательного учреждения и его потенциала необходимо учитывать следующие факторы:
· влияние социальных негативных средовых факторов на школу, в результате которых ухудшается культурно-нравственная атмосфера в массовой школе;
· необходимость восполнения для личностного роста детей и подростков в семье и среде проживания недостающего им положительного социального и нравственного опыта;
· психологическую потребность детей и подростков в устранении дисгармонии, деформации, возникающих под воздействием экстремальных условий жизни, восстановлении эмоционального равновесия у детей и подростков;
· потребность в повышении роли школы как компенсирующего культурного механизма в личностном развитии детей, педагогов, родителей.
Таким образом, образовательное учреждение становится одним из важнейших социальных институтов, осуществляющим социальную и правовую защиту человека, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика