Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Корякина Надежда Афанасьевна "Научно-теоретические аспекты формирования"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Корякина Надежда Афанасьевна,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики и психологии
Саха государственной
педагогической академии, доцент
Республика Саха (Якутия)

 

Научно-теоретические аспекты формирования духовной культуры будущего учителя

Сегодня чрезвычайно актуально выявление подходов к новым познаниям о человеке как о саморазвивающейся системе, к раскрытию понятий «культура», «духовная культура», «духовность», «духовность личности».
Спектр теоретических разработок о развитии духовной культуры учителя в системе образования представлен  С.И. Архангельским, Е.И. Артамоновой, В.С. Библером, И.В. Бестужевым-Ладой, Л.П. Буевой, Б.З. Вульфовым С.И. Зиновьевым, В.А. Сухомлинским, И.С. Коном, Ф.Ф. Королевым, А.В. Мудриком, В.А. Сластениным, В.Н. Столетовым, Н.Ф. Талызиной, В.Н. Турченко, Н.Б. Крыловой, В.Д. Шадриковым и др.
Понятие «духовность» сегодня все более наполняется человеческим содержанием, отражающим внутренне психолого-этическое развитие. В советское время отечественные философы понятия «дух», «духовность» употребляли в значении «сознание», «сознательность», – отмечает Г. Иванов. Духовность определяется Г. Ивановым как интегральное качество внутреннего мира человека.
Понятие духовности объемно, сегодня оно наиболее часто употребляется в сфере возрождения национальной культуры и педагогических традиций, когда как любое явление в обществе, будь-то экономика и культура, наука или  политика, так или иначе связано невидимыми нитями с духовностью. Как считает З.И. Равкин, духовность личности формируется в процессе стремления человека к овладении высшими ценностями общечеловеческого и национального значения на основе творческого саморазвития и обогащения своего внутреннего мира во имя позитивных нравственных преобразований в обществе.
Духовность личности ведет его к саморазвитию и обеспечивает целостность личности. Духовность и целостность человека рождает его духовную культуру. Ключевая идея исследуемой проблемы – духовность личности, ведущая к духовной культуре учителя.
В народных педагогических традициях именно воспитание духовной культуры человека было смыслом формирования личности. Как считает У.А. Винокурова, замена духовности идеологическими штампами нанесла тяжелейший урон в воспроизводстве духовного наследия. Стремление к духовно изначальна и усилена «особенностью национального характера северян, в частности интровертированностью и тягой к созерцанию, созиданию красоты, близостью к природе».
Величайшим свойством духовно-нравственного Т.Н. Петрова считает человеческую память. Истинные духовные понятия, традиционные знания, народного мировоззрения о мироздании передаются  человеку с момента его рождения и продолжают передаваться в течение всей жизни человека. Американский культуролог-антрополог М. Херсковец называет этот процесс инкультурацией. Инкультурация человека в нашем понимании – это нахождение человека в своей родной культуре с момента рождения до конца жизни, независимо от возраста.
В условиях гуманизации и гуманитаризации школы  важное значение приобретает инкультурация педагогов. Путь к духовной культуре, духовности учителя лежит через глубокое и всестороннее изучение народной культуры, педагогики, богатейшей духовной жизни.
Стимулирование духовности учителя приведет к развитию этического иммунитета, общественного интеллекта. Что, в свою очередь, как стержневое качество мировоззренческой и духовно-нравственной структуры “я” учителя  обеспечит его устойчивость перед разлагающими духовно-психологический склад личности безнравственными явлениями в микро и макросреде, мобилизуют внутренние духовно-психологические ресурсы.
Учитель создает не только нацию, цивилизацию и культуру. Он несет духовную функцию. В некоторых странах учителя сравнивают со священнослужителем, «духовным наместником Бога на Земле». На рубеже веков образование, являясь одним их социальных и духовных феноменов, вступает в новый этап своего развития, связанный с осознанным стремлением к обновлению содержания образования, к развитию духовной культуры учителя. Духовное возрождение народа вменяется именно учителю, человеку, способному передавать эстафету знаний и культуры во всем многообразии его деятельности. Ему предстоит в новой цивилизации ведущая роль. Образование, являясь одним их социокультурных феноменов, вступает в новый этап своего развития, когда именно учителю принадлежит центральная роль в культурном прогрессе наступающей эпохи, следовательно, ему необходимо достичь высокого уровня духовной культуры.
Образование, являясь одним из социокультурных феноменов, вступает в новый этап своего развития, когда «именно учителю принадлежит центральная роль в культурном прогрессе наступающей эпохи», следовательно, ему необходимо достичь высокого уровня духовной культуры. В обучении и воспитании многое зависит от личности учителя.
В связи с изменениями, происходящими в обществе, педагогика, представленная как особая деятельность по организации социокультурного, этнопедагогического пространства, необходимого для целостного развития личности, часто обращается к мысли, что классическая модель образования, в последнее время исчерпала себя. В начале XXI столетия складываются контуры новой формации образования, ориентированного на культурологические доминанты. Сегодня как никогда остро стоит задача осмысления и познания все более усложняющейся жизни, современного бытия, создания новой философии образования, раскрытой к таинствам жизни человека, его стремлениям, возможностям и свершениям. На этой основе должна формироваться новая педагогика – педагогика духовно богатой, внутренне целостной и свободной личности. Она должна основываться не только на удовлетворении интересов государства (хотя этого не следует отрицать), не на формировании личности по стандарту, а на развитии свободной личности.
Кризис образования и другие проблемы проявляются в том, что в человеческий мир входят принципы и новшества технократического бытия. В жизнь входят агрессия, цинизм, скоротечность человеческих контактов. От того, что целью образования все время были знания, умения, навыки, утрачивались общечеловеческие ценности, многовековые традиции, наступил кризис духа. Перед образованием стоят задачи формирования педагогики личности, уяснения соотношения между универсальной общечеловеческой миссией образования и его этнокультурной функцией, связанной с передачей уникального этнокультурного наследия, сохранением национальной идентичности и организации индивидуально-ориентированного учебного процесса, позволяющего каждой личности реализовать свою образовательную траекторию.
Важнейшим условием профессионально-личностного совершенствования педагога является повышение уровня его компетентности. В психолого-педагогических исследованиях (В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский и др.) большое место отводится разработке путей и методов формирования духовной культуры учителей как профессиональной компетентности педагогов.
В современной научной литературе проблемы компетенции учителя чаще всего рассматриваются в контексте глобальных проблем развития человечества, а именно, в вопросах формирования людей с определенной системой жизненных ценностей, профессиональных способностей, личностной, гражданской и социальной позиций. Компетентность педагога не исчерпывается лишь профессиональной подготовкой. От него требуется способность к осмыслению социальных, гуманитарных аспектов специальных дисциплин, взаимодействие общего и профессионального в развитии и саморазвитии личности.
Сфера новых культурных норм воспроизводства личности основана на новых мировоззренческих представлениях об учителе, его роли в жизни каждого ребенка и в качественном изменении понимания профессии учителя, преображенца духа человека, учителя – реформатора путем формирования целостного мировоззрения на основе традиционного поведенческого кодекса учения «Айыы». Задача каждого учителя сегодня  – создать в школе нравственную среду («сиэрдээх-майгылаах тулалыыр эйгэни»), чтобы ни один воспитанник не ушел из нее без развитого нравственного стержня, чтобы через много лет, став врачом, юристом, учителем, слесарем, он оставался человечным человеком («кэскиллээх киьи киьитэ»). Это возможно только тогда, когда нравственное воспитание не подменится упражнениями в этикете.
Именно категория духовности позволяет определить деятельностный и личностный подходы в оценке и анализе бытия будущего педагога. Духовность учителя («сиэрдээх ис турук») является личностной и социальной ценностью, отражающей его внутренний мир и побуждающей к педагогическому творчеству («сиэрдээх быьыыга-майгыга, улэ5э-уэрэххэ такайыы, утуэ5э-кэрэ5э угуйуу, уьуйуу»), что определяет динамику профессиональной компетентности педагога в постоянном изменении человеческих качеств.
Процессы формирования этнопедагогической компетенции учителя в сфере духовности, т. е. «способности создавать свой внутренний мир, мир идеальных сущностей – индивидуальных смыслов» и способности могут осуществляться в профессиональной деятельности, которая является тем «пространством», в котором взаимодействуют теория и практика.
Именно в системе высшего образования возможно моральное, интеллектуальное развитие личности, детерминирующее духовное начало. В настоящее время учителя пытаются осознать свою новую роль публично действующего культурного интеллектуала высочайшей духовной культуры.
Уровень духовной культуры личности есть мера гуманизации человеческих взаимоотношений, мера гуманизации человеческого бытия в этом постоянно изменяющемся мире и личностное развитие человека.
Нами разработан проект модели формирования духовной культуры будущего учителя в процессе вузовского образования по существу является профессиограммой, отражающей уровень духовного знания, чувствования, до вершины которой может подняться каждый учитель. Внутренне цельной натурой учитель станет, когда он поймет свой духовный, биоэнергетический потенциал, духовные потребности и способности.
Подобное содержание образования вузовского образования, основанного на культурологическом походе, направлено на формирование духовной культуры учителя в широком ее понимании. По утверждению М.М. Бахтина, основополагающим свойством целостного человека является его способность к культурной идентификации, интерпретации ее ценностей.
1. Ценность: «Человек и семья» включает проекты, направленные на:
§ создание культурно-бытовых условий для укрепления семьи как социального института;
§ развитие семейной экономики и предпринимательства;
§ обеспечение идеологического воздействия на семью, осуществление широкой пропаганды нравственных ценностей семьи.
2. Ценность: «Человек и здоровье» включает проекты, направленные на:
§ повышение престижности здоровья, самосознания людей о ценности здоровья;
§ внедрение здоровьесберегающих технологий;
§ повышение качества медицинского обслуживания и охраны здоровья населения;
§ развитие активных форм организации досуга детей и молодежи, семейного досуга;
§ организацию физкультурно-оздоровительной работы.
3, Ценность: «Человек и духовность» включает проекты, направленные на:
§ возрождение духовно-нравственного, интеллектуального потенциала в обществе, приобщение к духовным ценностям, формирование морально-нравственных устоев;
§ инициация благотворительности, продолжение традиций меценатства и попечительства.
§ развитие культурно-просветительской деятельности;
§ воспитание личности через искусство;
§ возрождение и сохранение традиций народного творчества, фольклора.
§ стимулирование и поддержку творческих проектов, обобщение и распространение прогрессивного опыта;
§ расширение и углубление культурных связей с регионами республики, РФ, ближнего и дальнего зарубежья
4. Ценность: «Человек и образование» включает проекты, направленные на:
§ обновление содержания образования;
§ развитие системы непрерывного образования;
§ создание единого образовательного пространства;
По данным материалам можно разработать проекты.
Предполагаемые нами проекты, как и все педагогические модели, являются целевыми.
Она включает следующие компоненты:
1. Цель вузовского образования – формирование профессионально-личностной духовной культуры будущего учителя.
2. Содержание – совокупность модулей содержащих сущность этнических и общечеловеческой культур.
3. Возможные уровни усвоения содержания и способы их выявления:
а) воспроизведение информации;
б) частично – поисковая деятельность;
в) творческая деятельность с этническим материалом.

Механизмы реализации:
Совместные проекты взаимодействия кафедр СГПА с другими образовательными учреждениями:
- Проект: Педагогические культуры мира: образовательная система Китая;
- Родительская академия «Гармония»;
- «Академия профессиональной деонтологии для молодых педагогов «Гармония»;
- Летняя школа духовности и педагогики творчества «Гармония».
Критерием эффективности процесса формирования профессионально-личностной культуры будущего учителя является ее конечный результат – уровни сформированности этнокультурной самоидентификации, общечеловеческих ценностей.

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика