Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Гуляев Петр Дмитриевич "Регионализация физического воспитания в Республике Саха (Якутия)"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

  Гуляев Петр Дмитриевич,
соискатель кафедры истории образования,
этнопедагогики и яковлевоведения
ГОУ ВПО «Чувашский государственный
 педагогический университет
им. И.Я. Яковлева»,
проректор по общим вопросам
Чурапчинского института физической
культуры и спорта,
с. Чурапча, Чурапчинского улуса
Республики Саха (Якутия)

 

Регионализация физического воспитания
в Республике Саха (Якутия)

В процессе исторического развития у народов Севера образовалась собственная уникальная система воспитания. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что «опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был тот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы». В условиях Якутии физическое воспитание приобретает особую актуальность, т.к. является средством ликвидации «моторного голода» в борьбе с гиподинамией. Результаты экспериментов, проведенных Якутским государственным университетом, показали, что школьники Республики Саха (Якутия) отстают по некоторым параметрам, например, по скоростно-силовым качествам отстают от своих сверстников, живущих в других регионах России (Н.К. Шамаев, 1996).
Климатические условия Севера требуют от специалиста физической культуры овладения соответствующей компетенцией, продиктованной особенностями управления процессом формирования общей физической подготовленности в специфичный период долгой холодной зимы. Окружающее человека социальное пространство, в целом, среда, в которой он проживает, является зоной непосредственной активности, его ближайшего развития и действия. Среда оказывает на него решающее воздействие, и может быть благоприятной, нейтральной, «тепличной» и враждебной для человека. Особенности среды обитания должны учитываться педагогом при непосредственном воздействии на формирование отдельных физических качеств и двигательной подготовленности своих воспитанников.
Подвижная игра как особая культура повседневности формировалась в якутской традиционной культуре семьи. Именно подвижные игры были основой развития физических качеств ребенка. В традиционном воспитании якутов имеется целая система физического воспитания ребенка.
Процесс физического воспитания мальчиков представлял собой попытку создать равновесие между силами суровой северной природы и приобретаемой физической и промысловой подготовкой. Народ, являясь учителем жизни человека, формировал жизнестойкость мальчиков, бережное отношение к природе, сметливость, умение применять на практике знания и умения, полученные в семье. В исследованиях А.П. Оконешниковой нашло отражение возрастное включение в жизнь рода. В 1,5-2 года, когда мальчик только начинал ходить, старцы кидали в него тяжелой меховой рукавицей. Таким образом, проверялась его стойкость, физическая крепость. В возрасте  3-7 лет, именуемом «уллунах хараардыыта» (т.е. босоногие дети), проходит первый этап закаливания. В этот период старцы кидали в ребенка горячими углями, чтобы мальчик рос сноровистым, ловким. Уже с 3-х лет мальчиков обучали метко стрелять из лука, ловко владеть копьем и мечом, бойко бороться, быстро ездить на лошади. В 8-12 лет, в период дальнейшего закаливания, который был известен как «бар5анча саас», ребенок надевал мужские штанины и выполнялся определенный обряд «мужания». В 13-17 лет, «одун саас» был периодом возмужания, когда мальчик становится не просто юнцом, он проходит первый период обучения на защитника рода. В эти годы юноша впервые садится на коня. Когда ему исполнялось 18 лет, его ловкость, координированность проверяли тем, попадет ли он стрелой и расколет ли лошадиную бабку, поставленную на очень далеком расстоянии, поймает ли кусок мяса, выброшенный через трубу печи.
Особое внимание уделяли воспитанию защитника рода – Боотура. Воспитывали его тайком, скрывая в чуланчике или отдельной урасе, потому как опасались молвы о нем, оберегали его от чужих глаз гостей-ночевщиков и приезжих, которые могли его убить до того, как он окреп и возмужал. Когда ребенок только начинал ходить, чернея пятками, его показывали предсказателю, умеющему определять по внешнему виду будущее. Учили его увертливости и ловкости, кидая в него горящими углями, пускали в него деревянные стрелы, прикрепляя к их кончику короткие иголки; когда он подрастал, стреляли в него настоящими стрелами. В 10 лет отец берет «кутур бэйэлээх кымньыы» (розги из хвоста коровы), дает сыну рукавицы из кожи теленка и бьет его по голому телу. Сын должен ловить розги. Когда исполняется 12 лет, ему уготавливались еще более тяжкие испытания. Отцы обучали сыновей навыкам охотничьего хозяйства, рыболовству, сноровкам воинской доблести, шаманскому искусству. Индивидуальная школа обучения воинскому мастерству заканчивалась в 18 лет.
Словом, подготовка мужской силы, сноровки, других физических данных проходила в пределах семейного воспитания, где главой семьи выступал отец: «На всех этапах профессионального обучения зримо или незримо присутствовал отец. Он находился в курсе общего развития сына. С его одобрения, личного согласия воины-боотуры занимались воспитанием юноши. Физические, боевые учения сопровождались общеэтическими наставлениями религиозно-философского характера, сложившихся семейно-обрядовых традиций».
Вековой жизненный опыт борьбы за существование и выживание в суровых, экстремальных  климатических условиях требовал от человека больших морально-психологических, физических усилий и физической подготовленности. При этом основой благополучия народа Саха является толерантность, традиции векового воспитания поколений в духе гуманизма и терпимости, готовности прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается, независимо от его этнической, социальной или конфессиональной принадлежности.
Именно в семье, как в прошлом, так и в настоящем, воспитываются («иитии», «уьуйуу») такие человеческие качества, как трудолюбие, честность, ответственность, взаимная поддержка, стремление к получению знаний, так и физические качества: сноровка, ловкость, гибкость, координированность, реакция, которые помогают осуществить  подготовку к предстоящей жизни в сложных природно-климатических условиях, к работе в домашнем хозяйстве. Поэтому сложившаяся веками народная система воспитания была направлена на обучение детей  способам деятельности, развивающим такие качества как выносливость, смекалка, работоспособность, взаимовыручка, бережное и трепетное отношение к природе.
Человек, однажды воспитавший в себе культуру мыслей, поступков, эмоций, чувств, считается носителем духовной культуры. Духовная культура является интегральным качеством внутреннего мира человека, что не исключает также серьезную внутреннюю работу и по развитию своих физических качеств. Это являет собой становление и саморазвитие совершенной, физически и нравственно здоровой, эмоционально компетентной личности, о которой утверждал этнопедагог Г.Н. Волков.
Специалисты дают единодушную оценку значению физического воспитания в самостоянии совершенной личности. Это касается также исследований зарубежных авторов. Так, американские, канадские, финляндские специалисты полагают, что главной целью физического воспитания является содействие гармоническому развитию ребенка.
Физическое воспитание, «специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях», является не только процессом формирования у человека двигательных умений, но и целенаправленным воздействием на развитие физических качеств человека. Все физические качества, как полагают многие методологи теории и методики физической культуры, являются врожденными, но их надо совершенствовать, что говорит о специально организованной деятельности. Многими исследователями отмечается то, что физическое воспитание является педагогическим процессом.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений, связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания – нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика