Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Военно-исторический конкурс «Город нашей славы боевой», посвящается 70-летию снятия блокады Ленинграда

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

44 республиканский финал

юнармейского движения игр «Орлёнок» и «Зарница»

Чувашской Республики

 

 

Военно-исторический конкурс

«Город нашей славы боевой»

 

Посвящается 70-летию снятия блокады Ленинграда

 

Проводит Совет республиканской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов

 

 

1. 8 октября 1941 года наш земляк-лейтенант писал с фронта матери и родным: «У меня пока всё хорошо. На передней линии бываю каждый день. Меня уже дважды успели ранить кровожадные волки-фашисты. 17 сентября попали в правую руку. Но я решил никуда не ходить - пока сам жив, Затем вновь стали громить немцев. До 4 октября жил хорошо, никакая пуля не попала. 4 октября, в 19 часов, когда я чинил свой пулемёт, в меня попал осколок снаряда: на сей раз получил ранение в голову. Остался жив. Перевязали мне голову, и снова стал бить фашистов. И на этот раз остался в строю. Что же будет в третий раз?»

А о том, что случилось в третий раз, 7 ноября 1942 года поведала корреспонденция П. Лукницкого «Рождение бессмертия», опубликованная в республиканской газете. К этому времени о нашем земляке пели песню, сложенную Р. Рождественским, о нём упоминали в красноармейских газетах всякий раз, когда требовалось привести пример доблести.

Вопросы: О ком и когда написал песню поэт, как она называлась, где впервые опубликована? Опишите подвиг отважного воина. Когда и где это произошло? Кто из чувашских писателей, когда впервые написал очерк о подвиге земляка, назовите очерк. Когда и где в республике открыта мемориальная доска в память о герое? Как жителями местности, где он погиб, увековечен этот подвиг? Кто из чувашских поэтов, когда, под каким названием написал поэму, посвящённую подвигу земляка? Сколько поэм чувашских поэтов опубликовано в годы Великой Отечественной войны? 

 

2. После войны у него другого выбора не было. Из Академии художеств, будучи студентом второго курса, ушёл на фронт. И теперь, конечно, все его дальнейшие планы были связаны с продолжением прерванной учёбы. В галерее воспитанников и студентов Академии, павших в боях, он увидел свой портрет. Живой человек, через годы читает строки о своей смерти: «…при прорыве окружения пал на поле боя…». Сорока воинам от роты, в которой он служил, удалось вырваться из кольца. В сумятице фронтовых формирований их раскидали по новым частям, в свой полк они уже не попали, там их посчитали погибшими.

Все девятьсот дней и ночей, пока Ленинград был в блокаде, он стоял на его защите. Он был одним из тех, кто под огнём противника ползал по побережью и тонкому льду Ладоги, выискивая место для будущей «Дороги жизни». Вскоре старшину направили в распоряжение политического отдела Ладожской дороги, и стал разведчик художником Ледовой трассы: лозунги, плакаты, портреты героев обороны Ленинграда рисовал он. По фронтовым дорогам пронёс он снимки, сделанные в минуты затишья на грозной Ладоге. На одной из них: на фоне Ленинграда, в овале, портрет воина и надпись: «История Ладожской дороги – это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей». Эту поэму писали своим героизмом и отвагой тысячи и тысячи авторов – моряки и пехотинцы, лётчики и зенитчики, шофера и регулировщики, и был среди её авторов художник, чей труд вселял в бойцов силу и бесстрашие.

Вопросы: Назовите художника – воина. В каком театре началась его творческая деятельность? Назовите пьесу, оформление которой стало его дипломной работой. В каком театре он работал в послевоенные годы? Укажите 8 этапных спектаклей этого театра, осуществлённых при его оформительской работе, какие две постановки непосредственно связаны с событиями Великой Отечественной войны? В каком учебном заведении он работал, какие предметы преподавал? Как в республике оценена его творческая деятельность? Когда по льду Ладожского озера двинулись обозы, первая автоколонна? За сколько дней построен Ладожский трубопровод, укажите его протяжённость. Где и когда открыт памятник «Разорванное кольцо»? Как официально в документах называлась «Дорога жизни»?

 

3. Новая машина, на которой продолжал сражаться боевой лётчик, была необычной. По его левому борту шла крупная надпись «За Ленинград», а по правому – «Мест Бариновых». Этот штурмовик построили на средства ленинградских медичек – матери и дочери. В письме командованию они просили передать самолёт в руки самого храброго лётчика. «Пусть не даёт он покоя врагу ни в воздухе, ни на земле», - писали женщины. Дар ленинградских патриоток вручили бывшему лётчику – инструктору Чебоксарского аэроклуба ОСОАВИАХИМа. В 1944 году в День Военно – Воздушного  флота лётчику – Герою Советского Союза разрешили слетать в Ленинград, побывать в гостях у Бариновых. «Долечу на вашем самолёте до Берлина и вернусь служить в Ленинград», - пообещал он и своё слово сдержал.

Вопросы: Назовите лётчика, получившего самолёт – дар ленинградской семьи. Какой самолёт был вручен? В каком году он принят на вооружение? Назовите ленинградское предприятие – шефа авиационного полка, в составе которого будущий Герой воевал после обучения на курсах усовершенствования командного состав? Какую продукцию выпускал завод? Мастером уничтожения каких целей противника прославился лётчик под Ленинградом? Сколько боевых вылетов совершил лётчик ко времени представления к званию Героя Советского Союза, награждения второй медалью «Золотая Звезда»? В какие дни и согласно чьему распоряжению, с какого года «Город – герой Санкт – Петербург» именуется «Городом – героем Ленинградом»?

 

4. 12 августа 1941 года Советское Информбюро сообщало: «Партизанский отряд, действовавший в Ленинградской области, захватил немецкого генерала, остановившегося в деревне Л. из-за аварии легкового автомобиля. У деревни П. партизаны устроили засаду и подстрелили двух немецких лейтенантов. Отряд разрушил мост у станции П., который фашисты восстанавливали пять дней».

Это было первое сообщение о действиях партизанского отряда, руководителями которого стали братья уроженцы города Чебоксары. В предвоенные годы они были известными спортсменами – неоднократными чемпионами республики по лыжным гонкам.

Вопросы: Назовите командира партизанского отряда, в каком учебном заведении он учился, где и кем работал в предвоенные годы, укажите его первую боевую награду, за что её удостоен? Назовите помощника командира этого отряда, кем он работал в предвоенные годы? Назовите чебоксарца – партизана этого отряда, каким видом спорта он увлекался? Когда и где состоялись первые международные соревнования в честь прославленных советских спортсменов? Когда, где, сколько чувашских спортсменов впервые приняли участие в этих соревнованиях? Назовите чувашскую спортсменку – пятикратную победительницу этих соревнований.

 

5. Ровно за двенадцать лет до начала войны, 22 июня 1929 года, земляку выдали документ: «За время  пребывания в школе проявил особую склонность к физико–математическим наукам». Склонность к изобретательству, конструированию у него проявились с первых шагов трудовой деятельности. Ещё когда служил в Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии, получил два авторских свидетельства за предложенное новое транспортное оборудование. Эту склонность он сумел развить в Артиллерийской академии у выдающегося советского учёного – академика А.А.Благонравова. Лучшей оценкой его любимого детища являются слова из письма нашего земляка: «Больно хорошее оружие, бьёт метко и крепко. Автомат очень удобный. Стрелять из него можно как из винтовки и как из пулемёта, и за пояс его можно засунуть и за голенище. Из всех автоматов, которые мы знаем, Ваш самый лучший. У немцев нет такого автоматического оружия. С таким оружием мы их скоро доконаем».

Вопросы: Назовите земляка – конструктора оружия. Где он родился? Где работал после окончания Академии? Над каким оружием работал в начале Великой Отечественной войны? При защите какого города прошли войсковые испытания эти установки? Когда впервые представлены на полигонные испытания образцы его стрелкового оружия, когда и где они прошли войсковые испытания, когда сборка оружия поставлена на конвейер, когда этот образец принят на вооружение Красной Армии? В каких условиях и где началось серийное производство этого оружия? Как называлась выставка, организованная на родине конструктора к 60-летию начала серийного производства его стрелкового оружия? Назовите двух знаменитых учёных – наших земляков, чья деятельность по разработке боевой техники и вооружения также связана с Ленинградом. Назовите автора письма.

 

6. В ноябре 1942 года в свой приезд на родину земляк сказал родным: «На фронт полетим через нашу деревню. Я сделаю круг, сброшу записку над школой, покачаю крыльями». Своё слово он сдержал, через  несколько дней низко над деревней прошёл бомбардировщик, с него выбросили вымпел, машина, прощаясь, покачала крыльями. Не знал тогда лётчик, что видит родную деревню в последний раз, вымпел искали долго – не нашли. Только весной, когда стаял снег, увидели в пришкольном огороде белый свёрток. Когда читали письмо, лётчика уже не было в живых. Не было его в живых, когда жители республики в республиканской газете от 28 февраля 1943 года с восхищением читали о боевых делах замечательного лётчика.

Почти через 15 лет та же газета известила жителей республики о страшной находке в торфяном болоте под Ленинградом. Здесь при прокладке траншеи ковш экскаватора ударился о что-то металлическое. Оказалось, что на глубине шести метров находится разбитый самолёт, а в смятой кабине – останки человека. В карманах его куртки были партийный билет, удостоверение личности , другие документы, записная книжка. Они принадлежали нашему земляку – старшему лейтенанту. Почти пятнадцать лет лётчик – сын чувашского народа, погибший в боях за Ленинград, пролежал в кабине своего самолёта.

Вопросы: Назовите лётчика. Где он родился? Какое военное училище он окончил? В каких боевых действиях участвовал до начала Великой Отечественной войны? Когда и какой первой боевой награды удостоен? Когда, на страницах каких союзной и республиканской газет впервые появилась его фамилия? Какими орденами он награждён в годы Великой Отечественной войны? В каком полку, в какой должности он служил? Назовите дату последнего вылета, его цель, членов экипажа и модель самолёта. Где и какой самолёт он получил после приезда в родную деревню? Кем подготовлена, на странице  какой республиканской газеты, под каким названием, когда опубликована полоса, посвящённая этому лётчику?

 

7. К началу Великой Отечественной войны на вооружении ВМФ СССР было 212 подводных лодок разных типов. Вклад подлодки «С-13» в разгром врага был огромен: по своим боевым успехам и тоннажу потопленных вражеских судов он не имел себе равных не только на Балтике, но и среди всех кораблей советского флота. 30 января 1945 года она потопила немецкий лайнер «Вильгельм Густслов» с более чем шестью тысячами гитлеровцев, в том числе 1300 подготовленными  командирами для 70 вступавших в строй подводных лодок. Узнав об этой катастрофе, Гитлер приказал расстрелять командира конвоя, в составе которого шёл лайнер. В Германии был объявлен трёхдневный траур. Мировая печать окрестила потопление этого крупного судна «атакой века». В один из следующих дней того же похода подлодка потопила крупный военный транспорт «Генерал фон Штойбен», на борту которого находилась дивизия, вооруженная  первоклассной техникой.

В июне 1940 года после окончания в Ленинграде учебного отряда подводного плавания на новостроящуюся подлодку «С-13» штурманским электриком был назначен наш земляк, на этой лодке он служил до мая 1945 года.

Вопросы: Когда подводная лодка «С-13» вышла в первый боевой поход? Кто командовал подлодкой в последующих трёх боевых походах? Назовите земляка, выполнившего в боевом походе ремонтную работу, доступную только высококвалифицированным специалистам заводов штурманских приборов? Где он родился, каких наград удостоен за время службы на « С-13». Когда командиру лодки присвоено звание Героя Советского Союза? Сколько подлодок типа «С» стали Краснознамёнными, гвардейскими? Какая лодка этой серии удостоена гвардейского звания и награждена орденом Красного Знамени? Где находится она в настоящее время?

 

8. В 1938 году его призвали в Красную Армию. К этому времени он окончил техникум. А в предыдущем году к нему пришёл звёздный час на спортивной лыжне. Никому ещё в Чувашии не приходилось добиваться такого успеха в лыжном спорте. Большие надежды связывали с этой победой в спортивном мире. Судьба определила его на флот, служил на Балтике, потом снова учёба – но в военном училище. В конце мая 1941 года прислал матери письмо, где сообщал, что 22 июня приедет в отпуск. Вскоре стали поступать в Чебоксары от него военные письма – треугольники. А в начале сентября от полученных ран он скончался, раны были настолько многочисленны, не выдержал даже крепкий молодой организм. Похоронен он на Пискарёвском кладбище в Ленинграде.

Вопросы: Назовите знаменитого спортсмена. Когда, в каких соревнованиях он прославил Чувашию? В каком техникуме учился? Кто был его спортивным наставником? Кто из чувашских спортсменов тренировались с ним в одной группе?

 

9. 15 июня 2000 года на одном из домов по проспекту Ленина в Чебоксарах была открыта мемориальная доска всенародно любимому чувашскому певцу, Заслуженному артисту России, Народному артисту Чувашской АССР. Его морская военная биография началась в предвоенный 1940 год. До конца Великой Отечественной войны служил в морских частях Балтики.

Вопросы: Назовите моряка – одного из самых ярких представителей плеяды артистов, пришедших в чувашское искусство в послевоенные годы, Где и какую первую морскую специальность он получил? В составе какой части он воевал в первый период Великой Отечественной войны? Какими боевыми орденами отмечен его боевой путь? За исполнение какой роли он был удостоен звания лауреата Государственной премии Чувашской Республики?

 

10. Вот что рассказывал наш земляк: «В сентябре 1942 года после окончания училища меня направили в штаб Ленинградского фронта, по железной дороге попасть в город я не мог – она была перерезана немцами. Пришлось добираться через Ладожское озеро. На берегу озера я впервые увидал людей, перенесших ужасы блокады. Они были вывезены из Ленинграда на моторной лодке. Большинство -женщины. Они не могли идти, их вели под руки или несли на носилках. Мы пытались расспросить эвакуированных об обстановке в городе, но они были настолько слабы, что с трудом говорили. На той же моторной лодке я с другими командирами и бойцами поплыл в Ленинград. Неоднократно налетали немецкие самолёты, бомбили и обстреливали, но, к счастью, всё обошлось благополучно…В штабе фронта я получил назначение в 34-ю отдельную лыжную бригаду на должность начальника артснабжения. Бригада ещё формировалась…. Весь личный состав был поставлен на лыжи, оружие – на волокуши и сани. Вся техника покрашена в белый цвет, бойцам выданы белые маскхалаты. Чувствовалось, что вскоре предстоят бои. В конце декабря 1942 года бригада получила приказ выдвинуться к месту сосредоточения».

Вопросы: Назовите земляка. Где он родился? В каком учебном заведении он учился к моменту призыва в Красную Армию? Какое военное учебное заведение окончил? В направлении какого города  наступала бригада, в которой служил земляк? В каком учебном заведении трудился в последние годы трудовой деятельности?      

 

 

 

В период проведения республиканских финальных игр отделениям юнармейцев будут предложены  10 вопросов из вышеуказанного перечня.

 

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика