Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Н.Федоров: «Школа, прежде всего, – это база для духовного просвещения и воспитания»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

29 августа этого года прошла республиканская конференция работников образования, на которой Президент Чувашии Николай Федоров выступил с речью, посвященной 80-летию создания государственной системы образования в Чувашской Республике. Выступление Президента Чувашии Н.Федорова
на совещании учителей республики 29 августа 2005 года

 Государственная система образования Чувашской Республики ведет свою историю с 1925 года, с момента преобразования Чувашской автономной области в Чувашскую АССР, когда  были учреждены народные комиссариаты, в том числе и комиссариат народного просвещения.
80-летие государственной системы образования – знаменательная дата не только для работников образования, но и для всех жителей Чувашии. История системы образования Чувашии тесно переплетается с важнейшими вехами становления чувашского края.  Отрасль  вместе со всей страной испытала на своем пути и серьёзные трудности, и многочисленные ошибки, но были и яркие   успехи,   и большие достижения. Педагоги, образовательные учреждения, система образования в целом могут  гордиться своими профессиональными успехами в прошлые годы.
Но в  90-х годах, с началом демократических преобразований, формирования рыночной экономики, стало совершенно  очевидно, что  система образования не может работать в прежнем режиме, необходимы коренные преобразования. Однако чёткие и убедительные для общества ориентиры в стратегии развития образования в обновляющейся России отсутствовали, реформирование затягивалось.   
Принципиально новый подход к развитию образования в современном обществе нами  был предложен в 1996 году в  Президентской  программе «Новая школа»,   которая   поставила   задачу формирования свободной, образованной, конкурентоспособной  личности, способной успешно интегрироваться в новые рыночные отношения.
  Были определены и пути решения этой задачи: рациональная концентрация имеющихся ресурсов, создание инновационной образовательной инфраструктуры, формирование конкурентной среды. При этом главная ставка была сделана на педагога -  только через изменение его мышления, менталитета возможно было формирование нового поколения для успешной жизни в современном обществе.
Сотрудничество с международными организациями (Британский Совет, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.), изучение опыта демократических стран привели к апробации многочисленных образовательных инноваций, участию в проектах и реализации своих целевых программ. В ходе деятельности развивались и совершенствовались сотни педагогов.   Готовность нашего образования к серьезной модернизации,  стремление активно внедрять  в жизнь  новые проекты послужили основанием для решения о вступлении в эксперимент по введению единого государственного экзамена. Это - один из самых крупных  и революционных совместных проектов с федеральным центром.  Он позволил сразу  увеличить доступность высшего профессионального образования независимо от места проживания и уровня доходов.  Если  в  2001 году (до введения ЕГЭ) в вузы поступало до 34 процентов выпускников сельских школ, то с 2002 года – более 45 процентов. В 5 раз увеличилось число выпускников, ежегодно поступающих в самые престижные вузы России. Единый госэкзамен раскрыл и лучшие  черты учительства, дал возможность им заново почувствовать свою востребованность, социальную значимость,  увидеть результат  труда.
  И вполне закономерно, что педагоги Чувашии уже в середине 90-х годов заявили о себе на международных и российских уровнях. Сегодня их опыт является достоянием педагогической общественности всей России (Это - Ирина Михайловна Львова, учитель русского языка и литературы Алатырской гимназии № 6 - лауреат Международного конкурса учителей; Александр Анатольевич Семенов, учитель изобразительного искусства Малобуяновской средней школы Шемуршинского района - «Учитель года России»; Владислав Константинович Волков, учитель истории Аликовской средней школы – «Учитель года России»).  
Конкурсность, нацеленность на успех, стали  основными принципами деятельности  в работе со школьниками и студентами.  В гимназиях и лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов 37 процентов учащихся занимаются по дифференцированным, индивидуальным программам. Втрое увеличилось количество участников    интеллектуальных состязаний. За последние годы учащимися республики завоевано более 200 дипломов всероссийских и межрегиональных олимпиад, конкурсов и др. (до 90-х годов таких в Чувашии было единицы). И количество неизбежно привело к новому качеству. Так, в 2004 году  впервые в истории Чувашии учащийся  гимназии № 18 г. Новочебоксарска  Игорь Оферкин стал серебряным призером международной олимпиады по физике, воспитанник  Республиканского лицея-интерната им. Г.Лебедева Александр Антонов – призером  международной олимпиады по химии. Оба ныне - студенты  МГУ им. М.Ломоносова.
Урожайным на победы был и 2005 год. Наши ребята стали победителями  и призерами всероссийских олимпиад по  русскому и английскому языкам,  физике, экономике, физкультуре. 7 студентов вузов республики стали лауреатами Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, двое награждены медалью «За лучшую  научную  студенческую    работу»  (Андрей Шумилов – ЧГУ, Вера Григорьева – ЧГПУ).
     Ежегодно в районах и республике появляются все новые конкурсы – от небольших («Лучший сайт школы») до многотысячных («Русский медвежонок – международная игра–конкурс по русскому языку», «Чувашская ласточка - языкознание для всех»). И государственная поддержка этого многоцветья талантов должна оставаться приоритетной. Радует и то, что к 1000 президентских стипендий за особую творческую устремленность присоединяются с грантами, премиями и общественные организации, фонды, отдельные предприятия и предприниматели.
  Важнейшим и труднейшим этапом становления новой школы стало возрождение национального образования в условиях многонациональной России. Достаточно вспомнить о том, что не было даже учебников для изучения  чувашского языка и литературы в школах с русским языком  обучения. За прошедшее десятилетие разработано 177 учебников и учебных пособий, подготовлена целая плеяда учителей  чувашского языка и литературы, приняты концептуальные документы  о развитии национальной   школы. Сегодня можно сказать, что  в республике созданы условия для развития  государственных языков и выбора языка обучения. Одновременно сделаны серьезные шаги к реальному трехъязычию. Активное повсеместное введение  изучения  иностранных  языков со второго класса,  увеличение числа  классов с углубленным изучением иностранных языков - еще одно тому подтверждение.
Не менее важно было изменить систему профессионального образования. Предстояло направить ее ресурсы на формирование новой экономики. Перечень специальностей и рабочих профессий в учреждениях профессионального образования за последние годы обновился кардинально, ведется обучение новым специальностям и профессиям, наиболее востребованным на рынке труда, и, прежде всего, по все более возрастающему  производственному  сектору  экономики – специальностям с использованием современных информационных и инновационных технологий. Увеличивается удельный вес целевой контрактной подготовки, около 700 предприятий республики заключили  договоры на подготовку квалифицированных кадров.
Сегодня численность студентов вузов на  10 тыс. населения достигла 492 человек (в 1994 году этот показатель в Чувашии был самым низким в России – 137). И, что очень важно, количество бюджетных мест за эти годы мы не только не сократили, но и увеличили с 18 тысяч в 1994 году до         24 тысяч в 2004 году.      
Возможность получить профессиональное образование сегодня обеспечена каждому выпускнику школ республики. Но надо признать, что перекосы (как и во всей России) имеются, и существенные. И на пути к созданию системы профессионального образования, способной стать реальным ресурсом экономики, у нас с вами еще очень много работы.
            Безусловно, одной из самых трудных задач было обновление материальной базы. Вспомните, еще к 1994 году почти треть школ находилась в аварийном состоянии,  и за это время построено более       120 новых объектов образования, отвечающих самым современным стандартам. Всеобщая газификация республики избавила школы от вечного недуга – холода и заботы об угле и дровах.  
Мы стремительно вошли (скорее – ворвались) в сферу  информационно-коммуникационных технологий. Объединив все финансовые потоки, включая федеральные и международные, нам удалось всего за 4 года оснастить школы 5 тысячами современных компьютеров, многочисленной иной цифровой техникой. Сегодня  все средние школы имеют доступ к Всемирной сети Интернет, 133 школы имеют спутниковые тарелки. Такими темпами развития могут гордиться очень немногие регионы России.
    Вместо почти 700 школ, мелких,  разбросанных и высокозатратных, со слабыми возможностями  предоставления   качественных образовательных услуг, создано 178 базовых школ, а также 11 ресурсных центров в системе начального профессионального образования с современной учебно-материальной, спортивной базой, с организацией сетевого взаимодействия. Уникальный, нестандартный опыт республики по созданию разных моделей образовательных социокультурных центров, комплексов «школа - детский сад» и др. стал востребованным в регионах Российской Федерации.  Каждый месяц к нам приезжают  делегации из разных  концов страны.
Комплексная программа «Школьный автобус» позволила сегодня организовать подвоз  более 7 тыс. детей в базовые школы на  почти        200 школьных специализированных  автобусах. Это, в свою очередь, дало толчок для строительства асфальтированных дорог к школам, а значит, к сёлам и деревням. В преддверии нового учебного года в соответствии с нашим решением каждый город и район получают по комфортабельному микроавтобусу для педагогов.
      Эффективному использованию ресурсов способствует и взятый в республике курс на создание нового финансово-экономического механизма. Мы отказались от прежнего потребительского подхода финансирования образования, когда деньги раздавались по принципу уравниловки. Теперь деньги следуют за учеником. Причем наш принцип – прежде всего поддерживать тех, кто активно вкладывает средства в развитие образования на уровне муниципалитетов. Это закреплено в целом ряде нормативных актов. У каждого руководителя – от главы администрации до рядового учителя – должна быть потребность  создавать привлекательный, конкурентоспособный имидж образовательного учреждения.
   Таким образом, символами  образования в Чувашии в  начале         XXI века стали новые, мирового класса учебные здания, школьные автобусы, современные компьютеры, Интернет и многое другое, что реально делает сферу образования стратегическим элементом экономики и еще более актуализирует предназначение школы как базы для духовного просвещения и совершенствования личности, а значит, и общества.
             Сделано действительно много, и нам с вами есть чем  гордиться. Но предстоит сделать еще больше. Поздравляя всех работников образования с 80-летием государственной системы  образования в Чувашии, хочу напомнить главное, чему мы все должны служить: школа всегда - и прежде всего! - должна оставаться источником духовности и творчества, а не просто обучения. Только в этом случае она послужит основой для  личного успеха и счастья  каждого  человека, благополучия и процветания всей страны.
 Благодарю за внимание!

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика